Рано или позже других людей, каждый человек начинает работать и, как итог его труда, он получает заработную плату. По сути, работа, это продажа своего времени и сил, за что мы получаем компенсацию. Сегодня молодежь имеет больше возможностей для подработки, чем это было сорок лет тому назад. Но, я подработку или халтуру не считаю зарплатой. Рассказать хочу о том, как это когда-то было у меня, возможно, что кому-то это пригодится, как совет.
Свою трудовую деятельность я начал в 16 лет. И это вовсе не потому, что заставила нужда. Помню, как старшее поколение рассказывало нам о том, как они начинали работать в 14 лет, а кто-то и раньше, например, с 12 лет. Да, в их годы были фабрики, заводы и колхозы. Кто-то просто трудился с малых лет, а кто-то шел работать, чтобы помочь своей семье выжить. Время идет, все меняется. Я расскажу о себе, а о том, что происходит сегодня, писать не буду, все и так об этом хорошо знают.
Быть специалистом - великое дело
Как я уже написал выше и рассказывал раньше в статье "Когда ты мастер своего дела и любишь свою работу", моя трудовая деятельность началась с 16 лет. В школу я пошел в семилетнем возрасте, поэтому в 15 лет окончил восемь классов начальной школы. Идти учиться в 9 и в 10 классы средней школы я не хотел. Большая часть моих друзей поступили именно так, продолжили обучение в средней школе.
Получить специальность по интересам
- Ну, и куда ты намерен идти учиться дальше? - спросила у меня мама.
- Еще не знаю, - сказал я. - Может быть, пойти в строительное училище? Я видел объявление в газете "Вечерний Ленинград". ПТУ № 90 приглашает всех желающих получить строительные специальности.
После посещения этого училища, мы продолжили разговор с мамой.
- Тебе действительно хочется быть каменщиком и класть кирпичи на стройке? - спросила мама.
- Не знаю, а почему бы и нет? - сказал я. - А куда еще идти?
- Есть же много других специальностей. А потом, ты любишь паять, ходил в радиокружок, может быть, лучше пойти на телевизионного мастера учиться? Будешь всегда ходить чистым, посещать квартиры, чинить телевизоры, дарить людям радость?! - говорила мама.
Знаю, что мама всегда считала работу телевизионного мастера всегда какой-то элитной. Хотя у меня на этот счет было свое мнение. Но, опять же, изучение радиоэлектроники было для меня ближе.
- Возможно, - сказал я, - но куда тогда поступать.
- Я нашла объявление, - сказала мама, - в котором пишется, что техникум авиаприборостроения приглашает всех желающих учиться в нем. У них будет день открытых дверей, потом они будут принимать документы. Да и находится он недалеко, около метро "Московская".
Тогда я послушался маму и поехал в этот техникум. Нас провели по коридорам и учебным комнатам. Можно сказать, что общее впечатление было неплохим, поэтому я решил поступать в него. Документы приняли, до сдачи вступительных экзаменов впереди было целое лето. При техникуме были созданы подготовительные курсы к экзаменам. Два месяца я посещал эти курсы. Больше всего волновал экзамен по русскому языку, так как допускал большое количество ошибок в диктантах. За математику не боялся, так из 80 вопросов 78 знал на отлично и лишь 2 на хорошо. Что касалось примеров, то с ними у меня вообще проблем не было, я решал их, как белка щелкает орешки, раз-два и готово.
Экзамены и результаты, впечатления и выводы
В приемной комиссии ко мне обратился один молодой преподаватель, который стал утверждать, что я неправильно заполнил анкету, но я не соглашался с ним.
- Вы свое отчество даже неправильно написали, - сказал преподаватель, - как вы планируете у нас учиться? Нам нужны грамотные специалисты. Шли бы учиться на сварщика или на каменщика.
Вот уж никогда бы не подумал, что эти две специальности считались самыми неблагодарными. По крайней мере, так можно было понять этого преподавателя.
- Извините, но в моем отчестве нет ошибки, - сказал я.
- Вы пишите Нестерович, когда нет такого имени, есть только имя Нестор, поэтому и отчество должно быть Несторович.
- Нет, я всегда писал его Нестерович.
- Покажите метрику, свидетельство о рождении. Оно у вас с собой?
- Нет, - сказал я. - Я предъявлял его, когда подавал документы, сейчас оно дома.
Преподаватель начал убеждать меня в моей безграмотности и в том, что ошибка в отчестве все же присутствует. Он жирно и крупно несколько раз обвел букву "е", что вместо нее стала красоваться буква "о". Его убежденность была настолько велика, что я даже засомневался и прекратил с ним спорить. Дома я задал вопрос своим родителям.
- Мое отчество Нестерович или Несторович?
- Нестерович, - тихо сказала мама.
Отец же засмеялся и начел объяснять мне происхождение своего имени. Дома его никогда не звали Нестером, поэтому я лишь когда-то слышал имя отца в деревне Архангельской области. Так звала его мама, моя бабушка. Остальные люди, мама и друзья по работе, всегда называли папу Колей.
- У меня особенное имя, - сказал мне отец, - Нестер. Есть имя Нестор, был такой батька Махно, которого звали Нестор Петрович. Меня же назвали не в честь него. У меня более редкое имя, поэтому ты Нестерович по документам.
Да уж, неприятный факт получился, на душе остался осадок.
Анекдот
Звонит один еврей другому и говорит ему по телефону:
- Слушай, Абрам, вы к нам в гости больше не приходите.
- Но, почему, Мойша?
- Вчера, когда вы ушли, то Сарочка не досчиталась одной серебреной ложечки из столового набора.
- Абрам, но мы ее не брали. Как вы могли подумать на нас?
- Да, мы знаем, что вы ее не брали. Сара утром нашла эту ложечку под диваном, когда убирала пыль с ковра.
- Так в чем же дело, Мойша? Почему же больше не приходить?
- Понимаешь ли, Абрам, ложечка-то нашлась, а вот осадок, осадок остался.
Экзамен по математике
Вступительные экзамены начались с математики. В классе был всего один экзаменующий преподаватель. Он показался мне очень старым для преподавателя. Это был толстопузый, небольшого роста мужичок. Обычно про таких людей говорили, что их и палкой на пенсию не выгонишь. Как знать, может быть, возраст не помеха, а наоборот, хорошо. "Чем старше человек, тем больше у него опыта, и он больше знает", - подумал я.
- Тяните билет, молодой человек.
Я вытянул билет и сообщил его номер. Оба вопроса в билете я знал на отлично, поэтому очень скоро написал свои ответы на листе бумаге и обратился к преподавателю.
-Я сделал, написал ответы на вопросы, - сказал я преподавателю, - но под цифрой три стоит только одно слово "задача".
-Да, идите ко мне со своим листком. Сейчас я вам напишу пример на упрощение.
Преподаватель встал из-за стола. Он подошел к доске и начал мелом писать мне большой дробный пример с неизвестными "а", "в" и т.д. При этом в примере были скобки дробные степени, например, 1/2 степень. Мужчина не смотрел в класс, он был сосредоточен на своем листке, который держал в руках, выписывая каждый символ на классной доске и постоянно подглядывая в свою шпаргалку.
Пока я старался, и занимался упрощением примера на доске, к преподавателю успели подойти два человека, у которых он принимал экзамены.
- Готово, - сказал я.
Пример был упрощен мною до минимума, но выглядел не очень просто. Мне казалось, что я сделал все возможное для упрощения. Преподаватель заглянул в свою шпаргалку и произнес:
- Неправильно!
-Но, почему? - возмутился я. - Я все сделал правильно.
Было очевидно, что результат моих преобразований не совпадал с написанным ответом у учителя. Решения, очевидно, тоже не было. Преподаватель стал проверять мою работу, чтобы найти ошибку, но очень скоро произошло неожиданное событие.
- А, - сказал преподаватель, - я тут у степени минус не написал. Нужно было не 1/2, а -1/2 написать.
- Извините, но это вы допустили ошибку, а не я. Я же сейчас все пересчитаю и упрощу.
- Не нужно, - сказал преподаватель и начал стирать пример с доски, - мне и так уже ясны ваши знания. Я поставлю вам три балла.
- Как три? Я же правильно ответил на оба вопроса в билете, с задачей вы ошиблись, - говорил я.
- Мне ясны ваши знания, поэтому я ставлю вам только три балла. Вы даже в анкете неправильно свое отчество пишите. Так что можете идти и не мешать мне.
Я был вне себя от злости и обиды. Чувства несправедливости переполняли меня, и все же я поехал сдавать следующий экзамен.
Экзамен по русскому языку
На экзамене по русскому языку мы писали диктант. За него я получил только три балла. К экзамену по физике меня не допустили, так как я уже не проходил бы по конкурсу, даже, если бы получил отлично. Физику я знал лишь на твердую четверку, до пятерки мне было не дотянуть.
В расстроенных чувствах я приехал домой, чтобы поговорить с мамой.
- Мама, меня не допустили к следующему экзамену. У меня тройки по русскому и по математике. Я не хочу учиться в этом техникуме. Кто будет меня там учить? Может быть, это будет тот молодой преподаватель, который исправил мое отчество в анкете или этот пенсионер, который даже не стал читать ответы на вопросы в билете. Он сделал ошибку в примере, когда писал его на доске и поставил мне несправедливую оценку. Я не хочу учиться в таком техникуме. Сколько там еще таких преподавателей будет?
-Не переживай, мы что-нибудь еще найдем в объявлениях. Не все училища еще закончили наборы учащихся.
Выбор будущей профессии
Мама действительно нашла училище, которое, относительно, было недалеко от дома. Оно располагалось на Волховском проспекте, в нескольких сотнях метров от железнодорожной станции "Навалочная". Так что до ТУ можно было добраться на электричке, но тогда нужно было идти к нему через кладбище или в обход. Обходить было далеко, поэтому я доезжал до Московского вокзала, а дальше садился на 10-й или на 25-й трамвай. Они останавливались в сотни метров от училища.
В город мы поехали вместе с мамой. В училище нас принял мастер. Когда речь зашла о специальности радиомеханика, то оказалось, что для обучения на эту специальность принимают только после окончания средней школы, то есть после 10-го класса.
Мы собирались уходить, когда мастер поинтересовался, откуда мы приехали, и предложил альтернативный вариант.
- А где территориально вы проживаете, в каком районе или местности? Я мастер группы будущих монтеров телефонных аппаратов и линий. У меня в группе должно учиться 25 человек, но одного человека не хватает. Пока их только 24. Если специальность заинтересует, то я могу принять ваши документы и зачислить в свою группу, - говорил мастер, потом обратился к маме. - У вашего сына нормальная успеваемость для технического училища, а также хорошие характеристики.
- Мы проживаем в Колпино, - сказала мама. - Сын поступал в техникум авиаприборостроения, но не прошел по конкурсу. Я не знаю, понравится ли ему то, что вы предлагаете. Потом, мне и самой непонятно, чем он будет заниматься, если окончит ваше училище? Какой срок обучения?
И тут мастер начал рассказывать о моей будущей специальности и об условиях обучения.
- Я набираю группу будущих работников телефонистов, телефонных мастеров. Это ремонт телефонов, линий связи. Это тоже хождение по вызову, как в квартиры, так и в организации. Специальность широкопрофильная, без работы ваш сын не останется, он также сможет работать по смежной специальности. Учится специальности всего один год, потом практика и работа на АТС по месту жительства. Параллельно с учебой в училище и работой, ваш сын будет учиться в вечерней школе, правда, не два года, а три. Программа специально сжата и растянута на три года, так как эти школы для рабочей молодежи. Так что, работая и продолжая учиться, ваш сын получит среднее образование. Потом можно и дальше пойти учиться, если конечно, у него будет на это желание.
Мастер еще рассказал немного о специальности электромонтера ГТС (Городской Телефонной Сети), так называлась специальность. Его рассказ заинтриговал меня, а перспектива понравилась.
- Ну, что скажешь? - спросила у меня мама.
- Мне нравится, я согласен и хочу тут учиться, - ответил я.
- Тебе действительно понравилось? - переспросила у меня мама.
- Да, - с уверенностью сказал я.
Почему-то это предложение было для меня более заманчивым, чем обучение на телемастера или радиомеханика. Потом, меня очень устраивало то, что уже через год я получу рабочую специальность. На самом деле речь шла об учебном годе, поэтому начав учиться в сентябре, с мая месяца я уже трудился на Колпинской АТС.
Практика и будущая работа
В конце обучения нас всех отправили стажироваться на АТС по месту жительства. В Колпино нас было три человека. Я проживал в самом городе на бульваре Трудящихся, а два мои товарища жили подальше. Сергей Махнов проживал в поселке Тельмана, а Гена Григорьев жил в Саблино. Это тоже недалеко, но там уже не было большой телефонной станции.
После стажировке были экзамены и выдача аттестатов. Экзамены я сдал очень хорошо, так что в аттестате у меня не было ни одной тройки, только четверки и пятерки. И вообще, я сделал для себя вывод, что учиться совсем несложно, нужно лишь не лениться и выполнять все задания, которые дают. Поэтому и в вечерней школе у меня тоже не было ни одной тройки. Честно говоря, учиться в ней было легче, чем в обычной школе, а сам процесс обучения в ней мне нравился.
Сначала нас всех прикрепили к мастерам, мы ходили по квартирам и организациям под присмотром своих наставников. Обычно это выглядело так.
Мы приходили по указанному адресу, где мой наставник Анатолий Яксон сам снимал телефонную трубку, проводил визуальный тест и предлагал мне приступить к выполнению работы. Я должен был установить и устранить неисправность. После чего Толя проверял мою работу. Нареканий у меня не было, я справлялся со всеми заданиями. С Анатолием мы подружились.
Из нас троих на линии должен был остаться только один человек. Гену перевели к кабельщикам, а меня с Сергеем оставили, чтобы решить, кто же из нас останется на линии. Наконец настал первый день самостоятельного выхода.
Первый вызов
- Так, так, - сказал наш техник Виталий Иванович Коньберг, - на эту заявку пойдет Валера. Это будет его первый самостоятельный выход.
Вызов был в какую-то организацию, сейчас точно уже и не помню в какую. У меня потом много было разных вызовов. Трудно назвать организацию в Колпино того времени, в которой я не был или назвать улицу, по которой мне не приходилось ходить. Впоследствии, в ходе работы, я не только знал номера домов, но и знал, как они располагаются, сколько у них этажей и подъездов и откуда начинается отсчет квартир.
В организации меня встретил мужчина, который проводил меня в отдельный кабинет, где располагался телефонный аппарат марки ТА-68 черного цвета и, который я должен был починить.
- Не работает, - сказал мужчина, - невозможно с кем-либо созвониться и поговорить. Вот стол, вот стул, присаживайтесь!
Поблагодарив мужчину, я приступил к работе. Мне еще не приходилось сталкиваться с подобной проблемой, поэтому я не смог определить причину неисправности быстро. Мужчина первое время находился рядом, он посматривал на меня и время от времени улыбался. Сохраняя спокойствие, я продолжал пытаться устанавливать причину неисправности.
Были моменты, когда мужчина выходил из кабинета ненадолго, потом возвращался и интересовался тем, как продвигаются дела. Я не сдавался. Наконец-то мне удалось понять причину, по которой телефонный аппарат не работал. На самом деле все было очень просто. Кто-то намеренно раскрутил аппарат, поменял местами два провода у номеронабирателя и собрал телефон снова.
"Это была проверка, можно сказать экзамен", - подумал я, пазл сложился в моей голове. Мне стало понятно, почему именно меня отправили на этот вызов.
- И, что было с телефоном? - спросил у меня мужчина, когда я сообщил ему, что все исправил.
- Неправильное подключение деталей аппарата, - сказал я. - Возможно, вы или кто-то другой вскрывали телефонный аппарат.
Мужчина улыбался, казалось, что он был доволен. На АТС в бюро ремонта меня тоже похвалили. Правда, на обнаружение этой неисправности и ее устранение у меня ушло чуть больше часа. Позже я узнал, что такой же экзамен был и у Сергея. Он провозился дольше меня, исправил или не исправил тогда неисправность, я не знаю, но мне кажется, что нет.
- Работать на линии остается Валера, - сказали на АТС.
Сергея перевели в группу кабельщиков. Ему там понравилось больше, он проработал там до пенсии. Что же касалось Геннадия, то его от кабельщиков перевели в группу измерителей. Эта работа мне казалась самой не квалифицированной. Фактически, он больше таскал специальные измерительные приборы, чем что-либо делал самостоятельно. Я бы "умер" от тоски на такой работе, но Гене она нравилась.
Отработав всего два года на АТС города Колпина, я получил большой опыт, после чего поступил в военное училище. Мог получить следующий, уже 5 разряд (всего их было 6), но не поехал на аттестацию, так как решил стать военным и покончить с работой телефонного мастера. И все же за время работы я получил опыт общения с людьми, приобрел профессиональный навык разговоров по телефону. Работа мне нравилась. Были моменты, когда я жалел, что оставив военную службу, не пошел работать на АТС дальше. Возможно, будучи уже инженером и имея высшее образования, меня могли ждать неплохие перспективы и на телефонной станции.
Обращение к молодым людям, которые только решают то, кем им стать, на кого учиться
Все специальности хороши, но, чтобы получить то, что вы желаете нужно следующее:
- Выбираемая вами специальность должна вам нравиться.
- Учиться нужно хорошо, проявлять усердие. Это важно!
- Чтобы продвигаться в будущем, нужно быть не просто мастером своего дела, а стать специалистом от Бога, тогда у вас все будет хорошо.
- Правда, в жизни бывают ситуации, когда нужно самому постоять за себя.
Подписывайтесь и читайте другие статьи на моем канале
Пишите ваши комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзен, если еще не подписаны! Делитесь тем, что понравилось в социальных сетях. Так вы не только поделитесь тем, что нравится, но и не потеряете статью.
Желаю всем здоровья и хорошего дня!