Найти тему

Ну что, "гений"? Теперь будешь учиться сам!

Родители будущего первоклассника полны завышенных ожиданий. Ведь радостный дошкольный период просто обязан плавно перейти в триумф успешного обучения. Районная школа? Ни за что! Только элитная. А ещё лучше – что-то особенное, частное, для гениев. Подобные запросы формируются под влиянием сарафанного мнения в родительских чатах и на форумах, где мамы малолеток соревнуются в амбициях и в количестве ошибок. А тут ещё наперебой спешат угодить группы «раннего развития». Их везде в избытке на душу дошкольного населения. Комический креатив названий льстит родительским сердцам, обещая раскрыть в чаде недюжинные таланты: «Вундеркиндик», «Академия знаек», «Смышлёныши», «Аристократия ума», «Академия Успешности», «Лингвозаврик», «Ньютоша», «Пифагорка». И какие уж там после этого могут быть ГБОУ, ГСОУ, СОШ и прочие ИОГВ!

Но мечты мечтами, а ближе ко дню икс, то есть к 1 сентября, перед большинством семей серой глыбой встает именно ГБОУ – районная школа.

Досада ко многим приходит уже в первые школьные недели: других хвалят, про нашего молчат. Дальше – больше: вместо пятёрок и похвальных листов ледяным градом сыпятся двойки и замечания. К разочарованию прибавляются обида и растерянность. Как же так, ведь наш не хуже многих: активный, находчивый, а учёба не задалась. Всё понятно: с учителем не повезло. К пятому классу учитель меняется, а проблемы остаются. И вот родители, огорчённые отсутствием у чада интереса к учебе, начинают активный поиск виновника: «плохой учебник», «плохая школа», «плохой всеобуч», «плохой ЕГЭ», который ещё далеко за горами, но уже заранее виноват. А у соседки ребёнок в какой-то школе с гармоничным воспитанием. Говорят, там к каждому повышенное внимание, на уроках можно бегать, прыгать и даже лежать, а оценок не ставят. Перед семьёй встает вопрос о поиске альтернативной школы.

В этом вопросе не стоит ориентироваться на громкие заявления о «развитии гармоничной осознанной личности» или слоганы типа «ребёнок – центр Вселенной». Важно правильно определить проблему и поставить чёткую задачу. Самая обычная и частая причина нежелания учиться и трудностей с учёбой – слабая волевая сфера, вызванная незрелым нейропсихологическим статусом ученика. Ребёнок не может сосредоточиться, старается увильнуть от нагрузки, подолгу и непродуктивно сидит за уроками. Читать не хочет. Пишет с ошибками. Невнимательный. Психолог сказал, что все нормально? Да, это приходится считать среднестатистической нормой, её нижней границей. Другой вопрос – как эту границу поднять и повышать.

Таким детям нужен не игровой «расколбас» в обитом войлоком классе, не индивидуальные занятия, не свободное расписание с абстрактной перспективой стать «гармоничной личностью», а структурированные групповые занятия с понятной задачей и конкретными целями. Что может повысить самооценку и успеваемость сына или дочери? Появившаяся усидчивость и овладение грамотностью. Повышаются оценки – меняется отношение: ученика – к учебе, учителя – к ученику. Первый признак, что жизнь налаживается: он садится за уроки сам, а вы прекращаете контролировать и нанимать тьюторов. Следующая ступень: успехи без вашего участия. Уметь самостоятельно учиться – это уверенный переход на другой уровень. И здесь играет роль не абстрактная «осознанность», а конкретные вещи:

1. Структура занятий (тестирование навыка уже на 3 день: трудный текст на 22 трудности без ошибок);

2. Внимательный и ответственный контроль куратора (ежедневные тренинги и зачёты на усвоение алгоритмов).

Подросток со слабой волевой сферой ленив, вял и безынициативен. Вы думаете, он этому рад и не сравнивает себя с другими, более успешными? Он хотел бы измениться, но ему не хватает внутренних ресурсов, а как их найти, он не знает. Приводите его к нам. Он не только повысит свою грамотность и оценку по русскому. Он научится работать самостоятельно, держать внимание и быстро принимать решение. Школьных оценок ещё надо ждать до сентября, но откуда-то взявшуюся усидчивость и неожиданную ответственность вы с удивлением увидите с первого дня наших занятий. Они не исчезнут и после курса, когда начнутся занятия в школе. Старт этой перезагрузке даёт полностью новая среда, в которую полезно погрузить чадо перед началом учебного года. Новая обстановка, другие товарищи из разных школ, среди которых он не чувствует себя неудачником. И совершенно другой подход к обучению. Приходите учиться вместе, чтобы увидеть своими глазами, как мы открываем в детях новые ресурсы.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"