При создании сайта все в первую очередь думают о маркетинге, картинках, текстах, офферах, но никак не о юридической составляющей. А это не менее важно, особенно в текущих реалиях цифрового контроля и увеличения уровня осознанности среднестатистического интернет пользователя, в том числе в правовом поле.
Ведь если сейчас на людей не работают офферы и картинки 10-ти летней давности, то наверное и неподходящие или отсутствующие документы могут вызвать у людей недоверие, которое может привести не только к уменьшению конверсии сайта, но и к неприятностям в ходе работы с клиентом.
Какие же документы должны быть размещены на сайте?
Главное, чем нужно руководствоваться при подготовке документов для сайта - общие требования законодательства Российской Федерации об информации и о защите персональных данных, а также о рекламе, если публикуется реклама.
Также могут быть предъявлены и дополнительные требования, это зависит от деятельности организации.
Публичная оферта
Публичная оферта - это предложение заключить договор. Она находится в открытом доступе на сайте и в ней прописаны условия заключения договора. (ст. 437 ГК РФ)
Содержание оферты зависит от целей сайта. В магазинах указано как оплатить, заказать и получить товар. Сервисы указывают правила размещения информации. Разработчики приложений о скачивании и оплате программы.
Очень важно указать каким действием человек соглашается с офертой. Это называется акцепт. Акцепт + оферта = договор. Акцепт может быть:
- регистрация в личном кабинете
- оформление заказа
- оплата товара / услуги
- скачивание программы
Любой удобный вам способ согласия должен быть прописан в публичной оферте.
Ответственность за отсутствие внятной публичной оферты контролирует Роспотребнадзор (ст. 14.5 КоАП РФ). Это касается только сайтов с товарами и услугами для людей, которые покупают лично для себя.
Условия публичной оферты - не просто формальность. По ним решаются споры с клиентами, поэтому к её составлению нужно подойти очень ответственно - лучше всего обратиться к специалистам.
Оферта должна содержать в себе
- информацию о продавце
- сроки и порядок возврата товара
- предмет договора (например, купля-продажа товара)
- момент акцепта
- условия доставки
- порядок оплаты
- иные условия взаимодействия продавца и покупателя (ответственность и т.д.)
Но нельзя включать любые условия, ущемляющие права потребителя.
Разместить публичную оферту нужно в доступном месте на сайте, чтобы с ней можно было легко ознакомиться. Как правило её размещают в подвале сайта и в моменте акцепта.
Политика конфиденциальности
Политика конфиденциальности - документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных. В ней указаны какие персональные данные о пользователе сайта будут собраны и как они будут защищены от утечки. Также как и в публичной оферте должно быть указано действие, которые считается согласие пользователя на сбор его персональных данных. Например оформление подписки на рассылку или регистрация.
Политика конфиденциальности обязательна для предпринимателей, которые получают имена, телефоны, электронные почты и адреса людей (персональные данные) через сайт. Это прямо сказано в п. 2 ст. 2 ст. 18.1 Закона 152-ФЗ. За отсутствие документа штрафует Роскомнадзор по ст. 13.11 КоАП.
Проще говоря: если есть форма для сбора данных, то должна быть политика конфиденциальности.
За последние пару лет спрос на этот документ сильно вырос. Связано это с увеличением штрафов за нарушения в области персональных данных. Основная загвоздка в том, что большинство сайтов используют документ скачанный из интернета, а штрафы предусмотрены не только за отсутствие этого документа на сайте, но еще и за несоответствие целей сбора этому документу.
Например у вас прописано в документе, что вы собираете имя, телефон и дату рождения, а на самом деле дату рождения собирать не нужно. В таком случае будет штраф в размере до 50 000 руб.
Поэтому также как и в случае с публичной офертой составление этого документа лучше доверить специалистам.
За отсутствие политики конфиденциальности на сайте предусмотрен штраф до 75 000 руб.
Размещают политику конфиденциальности так же как и оферту в подвале сайта и в форме для сбора данных. В форме для сбора данных она размещается вместе с галочкой, которую пользователь должен сам поставить, тем самым удовлетворив закон:
...согласие должно быть конкретным и сознательным...
Не так давно было много споров на тему, должна ли быть проставлена галочка сразу или нет? В первую очередь потому что эта мелочь сильно снижает конверсию сайта.
Роскомнадзор расставил все точки над "и", когда выпустил информационное письмо, в котором указал, что получение согласия в таком виде не противоречит закону.
Все же мы рекомендуем использовать нормальный способ подтверждения политики конфиденциальности, когда пользователь сам ставит галочку.
Пользовательское соглашение
Пользовательское соглашение - документ устанавливающий права и обязанности посетителей сайта в их взаимоотношениях с владельцем сайта. Соглашение между владельца сайта и посетителем на использование бесплатного функционала сайта.
Это не обязательный документ, но он может облегчить возможные споры при грамотном его составлении и наличии.
Часто пользовательское соглашение совмещают с публичной офертой, а иногда совмещают все три документа (политику конфиденциальности тоже).
Для чего разделять публичную оферту и пользовательское соглашение?
Чаще всего споры возникают из-за текстов, картинок и видео на сайте. Некоторый контент доступен до того, как состоялся момент акцепта в публичной оферте, а пользовательское соглашение может вступить в силу раньше.
Наличие на сайте грамотно составленного пользовательского соглашение позволит доказать факт незаконности использования вашего контента и взыскать убытки.
Кстати, у нас есть решение по поиску незаконного использования вашего контента, подробнее можно узнать, написав нам в телеграм: DelovoiPartner
Уведомление об использовании cookie
Чаще всего это уведомление включается в политику обработки персональных данных, так как приравнивают использование cookies к персональным данным.
Cookie - обезличенные данные посетителя, которые используют Яндекс.Метрика и Google Analytics.
Ключевое слово "обезличенные", значит куки не персонализируют данные посетителя сайта, а значит это не персональные данные.
Поэтому, это уведомление необходимо помещать сразу при переходе посетителя на сайт в виде всплывающего уведомления.
Контактные данные
С одной стороны очевидно, с другой на это никто не обращает внимания. На сайте должно быть название бизнеса, чтобы клиент знал с кем он заключает договор, а также адрес, чтобы можно было отправить туда претензию.
Интернет-магазины обязаны написать название организации (юр. лицо) или имя ИП с данными о регистрации и адресом (место нахождения).
Где именно размещать эти данные требований в законе нет, но они должны быть расположены так, чтобы любой пользователь легко нашел их. Роспотребнадзор иногда штрафует за отсутствие контактных данных. (1 ст. КоАП РФ).
Например, был случай, когда Роспотребнадзор завел административное дело по жалобе клиента на владельцев стекольной компании. У них на сайте контакты были указаны другой фирмы, а реквизиты были спрятаны скрытой гиперссылкой. Так делать нельзя.
Реквизиты
Все компании продающие услуги или товары через сайт обязаны разместить реквизиты.
Эта необходимость обусловлена требованиями Закона о защите прав потребителей, где указано, что продавец должен предоставить информацию о наименовании продавца и его месте нахождения.
Кроме этого, закон указывает, что необходимо разместить информацию о регистрационном номере (ОГРН) и наименовании зарегистрировавшего его органа (по сути, номер налоговой), а также информацию о лицензии и аккредитации, если деятельность подлежит лицензированию или аккредитации.
Таким образом, необходимо разместить следующую информацию:
- название компании
- ОГРН
- ИНН
- место нахождения
- сведения о лицензии
- сведения об аккредитации
За отсутствие этих данных предусмотрен штраф до 10 000 руб (ст. 14.8 КоАП РФ) по жалобе от человека в Роспотребнадзор.
Кратко - правовые документы для сайта
- Публичная оферта - условия заключения договора
- Политика конфиденциальности - зачем собираете контакты людей и как защищаете
- Согласие на обработку персональных данных - разрешение пользователя на сбор своих данных
- Пользовательское соглашение - права на контент на вашем сайте
- Уведомление об использовании cookies - предупреждение о сборе обезличенных данных о посетителе
- Контактные данные - данные для отправки претензии
- Реквизиты
- Лицензия/аккредитация - если требуется для деятельности
Как называть или комбинировать эти документы у себя - дело ваше, главное чтобы было все, что нужно для вашей деятельности. Мы готовы подготовить для вас любой документ или пакет документов звоните 8(800)600-05-36 или пишите в телеграм: DelovoiPartner
Соавтор статьи ведущий юрист компании «Деловой Партнер»
Лапина Елена Альбертовна
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзен. Дальше будет много полезного и интересного о юриспруденции и бухгалтерии!
Также подписывайтесь на мой Telegram канал!
До скорых встреч!
Читайте также: