- А краткую запись делать надо? - спрашивает ученик, и в голосе вселенская тоска.
Краткая запись один из самых полезных инструментов для решения задач.
- Помогает выявить в тексте задачи условия. При чтении задачи история отвлекает от данных. Часто дети сосредотачиваются на действующих лицах больше, чем на математики. При составлении краткой записи фокус внимания переносится.
- Уменьшает количество объектов, про которые надо думать. В рабочую память человека помещается всего три-четыре информационных единицы. Краткая запись убирает белый шум, вещи, которые не важны для решения задач.
- Категоризация задач. Дети воспринимают задачи о рабочих и задачи на движение, как принципиально разные. Но краткая запись выявляет структуру и становится очевидно, что они одинаковые. А значит решаются похожим способом.
Несмотря на плюсы, дети избегают краткой записи. Для них это лишняя работа. Почти невозможно заставить человека делать что-то бессмысленное. Поэтому обычно я говорю: “По желанию. Можешь решить задачу без неё, не делай.”
А когда начинаются проблемы с решением, делаю краткую запись. Схему, чертеж, таблицу. Чтобы показать связи между величинами. Чтобы ученик увидел условие, которого не замечал. Чтобы отвлечь от названия цветов, которые сложно произнести.
И это помогает. Ребенок, который не мог решить задачу, посмотрел на нее под новым углом и всё сложилось. Но не это самое потрясающее. Со временем польза от краткой записи становится для учеников очевидной. И они начинают делать ее сами.
То же самое с “дано” в геометрии. Как только ученики на собственном опыте убеждаются, что оно помогает решать задачи, у них больше не возникает вопроса делать или нет. Они пишут. А я невероятно горжусь. Это самая внушительная победа в моей практике.