Впервые широкой публике платформа "Армата" была представлена на Параде Победы в 2015 году. Тогда новинка вызвала большой ажиотаж. Показанные машины имели множество нововведений, начиная от необитаемой башни, заканчивая продвинутой системой активной защиты. Многие эксперты назвали танк Т-14 первым в новом 5-м поколении бронетехники.
Не годная к службе "Армата"
Однако годы шли, а "Армата" так и не появилась в Армии. К Параду в 2015 году было готово 10 предсерийных машин, а к концу 2021 года было произведено около 30. Всё это время "Армата" проходила испытания, в её конструкцию и оснащение вводились изменения, а МО РФ никак не решалось заключить контракт на большую партию, отдавая предпочтение проверенным Т-90 и модификации имеющихся Т-72.
В феврале 2021 года представитель "Уралвагонзавода" заявил о подписании контракта с МО РФ на поставку в войска около сотни танков Т-14.
"С 2022 года мы выйдем на устойчивые серийные поставки этих машин"
Главный конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Андрей Терликов
Также производитель заявил следующее:
"Это очень важный этап, который должны пройти Т-14. Некоторые виды системы оружия настолько часто модернизировались и настолько часто в ходе войсковых испытаний проходили переработки, что их боевая эффективность возрастала в разы"
Из чего разбирающийся человек сделает выводы, Армия признаёт "Армату" не годной к военной службе, по крайней мере пока.
То есть, как концепция перспективная платформа хороша, иначе в её развитие не вкладывали бы столько средств. Просто сейчас "Армата" излишне сложна и дорога, да и не настолько лучше проверенных машин, чтобы бросить всё и начать клепать "Арматы".
Поэтому исправляются мелкие недочёты, упрощается производство, внедряются новые системы. Всё это Армия делает, потому что пока может, чтобы, когда придёт время перевооружаться, был готов замечательный многофункциональный проект, доведённый до идеала.
Почему же "Армату" не используют на Украине?
По сути большая часть ответов на заглавный вопрос статьи уже сказана, но повторимся для закрепления.
1. Цена вопроса
Приблизительная стоимость построенных на сегодняшний момент Т-14 оценивается в 500 млн. рублей, а модернизация Т-72Б3 не более 100 млн. И, пока запас семдесятдвоек не исчерпан, математика упрямо говорит в пользу второго варианта. Пять хороших танков всё же лучше одного отличного, Т-34 уже доказали это в противостоянии с немецкими машинами в годы Великой Отечественной.
2. Цена ошибки
Война не обходится без потерь, значит рано или поздно "Армата" будет подбита противником. Тем более такой сладкий трофей будет особенно желанным, и противник приложит максимум усилий чтобы его заполучить.
В таком случае то, что останется от Т-14 отправится в США для тщательного разбора под микроскопом, а весь мир будет пару месяцев трубить о поражении русского оружия.
Конечно, потеря одного танка, пусть в нём будут хоть космические технологии, стратегически навредить не сможет, но это станет большим медийным поражением.
3. Не чудо оружие
Как потеря Т-14 не приведёт Россию к поражению, так и её победы не принесут стратегического успеха. Всё таки танков очень мало, чтобы заметно повлиять на результат или хотя-бы на скорость продвижения наших сил. Да Т-14 хорош, но это не летающая тарелка, способная в одиночку противостоять целой армии. Поэтому, даже появись "Армата" на Украине, её использование ограничилось бы парой очень аккуратных выездов на хорошо разведанные позиции.
Итог:
Всё это приводит нас к заключению, о том, что "Армата" была использована в СВО по справедливым причинам. Время славы этой машины ещё не настало, хоть одно её название уже будоражит многие умы любителей бронетехники.
Но всё обязательно будет. "Армата" уже стала первой весточкой 5-го поколения танков, а значит новая эпоха бронетехники уже не за горами.