А вы обращали когда-нибудь внимание, как изящно, непринужденно или необычно обыграна в кино тема застолья? Как интересно создана за столом нужная атмосфера или показаны чувства и эмоции, или проблемы и переживания героев?
Потрясающий фильм «Леопард», снятый в 1963 году Лукино Висконти. Впервые я посмотрела его 10 лет назад, пересматривала еще несколько раз и до сих пор нахожусь под сильным впечатлением. Нет, конечно, Ален Делон и Клаудиа Кардинале – эта та пара, которая не может оставить никого равнодушным, но меня заворожил сам фильм. Его атмосфера.
Здесь есть всё. От пыльных дорог и революций до великосветских балов и изысканного общества.
И всего в меру. Но всего хватает.
Второе застолье в фильме это праздничный обед в семейной резиденции князя Салино городе Доннафугате.
Князь дает обед в честь своего приезда и приглашены все сливки общества.
Прибывает новый мэр, дон Калоджеро Седара. Маленький, смешной, но пронырливый нувориш. Прибывает не с женой, а с дочерью Анджеликой.
При виде, которой все мужчины княжеской семьи собирают с пола челюсти, а княгиня и дочери просто в шоке.
Начинается обед с торжественного выноса нескольких блюд фокаччи. И вот здесь торжественно подчеркивается главенство князя за столом.
Каждое блюдо подносится князю, и он торжественно разрезает все лепешки, лежащие на нем.
При этом он откидывает ножом кусок верхней лепешки, чтобы показать, что она действительно разрезана.
И так мы добираемся до десерта в виде классического бисквитного торта.
И вот тут-то происходит невообразимое.
Племянник князя Танкреди (Ален Делон) начинает рассказывать дочери мэра Анжелике (Клаудиа Кардинале) и всем присутствующим, эпизод из эпохи «славных боев» под Палермо.
Он рассказывает один из веселых, хотя и довольно фривольных эпизодов.
«Генералу потребовался дозорный пост на вершине, где расположен монастырь. Стучим, стучим — проклятие, никто не открывает! Это был женский монастырь».
За столом веселый смех и громче всех смеется Анджелика, прикрывая рот веером.
Княгиня понимая, что может произойти нечто не позволительное, нервно стучит по столу, прекращая всеобщее веселье.
Затем она обращается к сидящему напротив падре:
«Преподобный завтра, мы посетим монастырь Санта –Сферита, молиться на могиле Блаженной Корберы»
«Хорошо, хорошо. Монахини уже предупреждены». – отвечает ей падре.
Князь поддерживает слова супруги:
«Мы всегда ездим туда на следующий день после приезда».
Далее разговоры уходят от опасной темы в другое, более спокойное русло, но Анджелике интересно, что было дальше:
«И что было потом?»
И всё. Тортик отодвинут и забыт. Рассказ прекрасного Танкреди гораздо слаще.
«Сейчас я вам расскажу. Я, Тассони, Алдригетти и другие решили выбить дверь и, стали таранить дверь. Наконец, с адским грохотом дверь рухнула. Мы входим: пусто, но за поворотом коридора слышны отчаянные вопли, монахини укрылись в капелле и сбились в кучку у алтаря — уж не знаю, какие страхи вызвал у них десяток обозлившихся парней. Смешно было глядеть на этих монахинь; уродливые, старые, в черных рясах, они приготовились… принять мученичество».
Чтобы подчеркнуть насколько Анджелика была увлечена рассказом Танкреди в романе было достаточно вот этой фразы: «Она поставила локоть на стол, поддерживая рукой щеку».
Но в фильме режиссер пошел дальше
Анджелика закусила пальчик. Ну, а как еще показать забывчивость воспитанной деревенской девицы.
Дальше она все же вспомнила воспитание в пансионе и решила спрятаться за веером.
Но все же история так заворожила Анджелику, что и веер забыт.
Теперь она облизывает и закусывает губки.
«Тассони крикнул: „Ничего не поделаешь, сестры, у нас сейчас другие дела; вернемся, когда вы нам подыщете молоденьких послушниц!“ От хохота мы чуть по земле не катались. Так их там и оставили, несолоно хлебавши».
Тем временем Анджелика, которой понравился рассказ, засмеялась:
« Ну и ребята же у вас! Как бы мне хотелось быть с вами там!»
И вот тут Танкреди сказал то, что не должен был говорить ни при каких обстоятельствах:
«Будь вы там, синьорина, не было бы нужды дожидаться послушниц…»
Анджелике понравилась шутка и она засмеялась.
Да нет, она не засмеялась, а заржала как лошадь, а если учесть эхо в княжеской столовой, то ее лошадиный смех слышала вся Европа.
Ее смех был громким, неприличным, вульгарным и очень оскорбительным.
Всем присутствующим стало не до десерта. На секунду воцарилась мертвая тишина, все присутствующие замерли.
Дочь князя Кончетта смотрит на отца, и тут же встает из-за стола. Один взмах руки князя, и все поднимаются.
Негромко переговариваясь, гости покидают столовую, не спешат уходить Танкреди и все еще смеющаяся Анджелика.
Неудивительно, что кузина Кончетта подошла к Танкредии отчитала за подобный рассказ:
«Танкреди, о таких дурных поступках рассказывают духовнику, о них не говорят с синьориной за столом, по крайней мере, когда при этом присутствую и я».
На этом праздничный обед был завершен. А у местных кумушек появилось для обсуждения не только меню обеда, но и непристойное поведение дочери мэра.
Как раз хватит на несколько недель, прямо до новости о свадьбе Анджелики…
Золотой плов Хюррем
Настоящее старинное гадание в фильме «Эмма», 2020
Рецепт конфет из турецкого гарема, которые можно было наложницам
Работа над статьей занимает время, оценить её - один клик. Поддержите меня!