Найти тему

Детское словотворчество в заметках Корнея Чуковского

Замечательный русский писатель Корней Иванович Чуковский внимательно и точно подмечал особенности детей к созданию новых слов. В возрасте до 5 лет у малышей активно развивается речь и пополняется словарный запас, а если каких-то слов в их лексиконе не хватает, то они тут же создают новые формы, которые забавляют и удивляют нас своей логичностью.

unsplash.com
unsplash.com

В книге “От двух до пяти” Чуковский описал свои наблюдения за развитием речи у детей и сделал уникальную подборку детских шедевров словотворчества. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

То, что есть огонь и искры у взрослых не вызывает сомнения, но что по этому поводу могут сказать дети:

“Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:
— Огонь и огонята! Огонь и огонята!”

Или известные понятия “мое” и “общее” в детской интерпретации будут звучать гораздо интереснее:

“Я зажег для детей костер. Издали солидно подползла двухлетняя соседская девочка:
— Это всехный огонь?
— Всехный, всехный! Подходи, не бойся!”.
istockphoto
istockphoto

Дети не стеснены какими то рамками и шаблонами, они настолько хорошо чувствуют язык, что без труда изобретают новые, никому неизвестные слова.

“Ребенок создал это слово лишь потому, что не знал нашего взрослого слова «ныряние». Купаясь в ванне, он так и сказал своей матери:
— Мама, скомандуй: «К нырьбе приготовиться!»”.

Есть слова ходьба, стрельба, косьба и в дополнение к ним возникло новое слово “нырьба”. Логично? Абсолютно!

А как дети называют предметы, кажущиеся им большими? Вот некоторые словоформы, которые отражают масштаб или размер предмета:

  • подушка-подуха
  • мышка-мыха
  • игрушка-игруха
  • одуванчик - одуван
istockphoto
istockphoto

Наверняка подобных примеров каждый внимательный родитель может привести огромное множество. К сожалению, со временем “взрослые” слова замещают детские формы, и очень здорово, если у родителей находится время записать эти удивительные творения детской речи, чтобы потом с удовольствием перечитывать их вместе с уже подросшими детьми.

Какие слова придумывали ваши дети? Поделитесь в комментариях!

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о работе с детьми дошкольного возраста.

#одаренность #дошкольноеобразование #дошкольноевоспитание #дети #детство #талант