«На этой суровой скале не любят праздных прогулок», - писал Николай Лесков.
Один из величайших наших литераторов, современниками и потомками сильно недооценённый, приезжал на Валаам в 1872-м году и свои впечатления изложил в путевом очерке «Монашеские острова в Ладожском озере». Встречаются описания Валаама и в лесковских рассказах – «Запечатленный ангел» и «Павлин». Вот всего одна цитата:
«…остров поистине прекрасен и грандиозные картины его восхитительны. <…> Здесь теплят свои лампады люди, умершие миру, но неустанно молящиеся за мир; здесь вечный пост, молчание и молитва».
В 1940-м году, когда Карелия стала частью Советского Союза, обитель обезлюдела – монахи перебрались в Финляндию. На острове разместили школу боцманов и роту юнг. До середины сентября 1941-го курсанты несли службу по охране Валаама. После того, как они оставили остров, уже на следующий день финские войска провели воздушную разведку, высадились на Валааме и начали устанавливать артиллерийские орудия. В отличие от «Зимней войны», остров не бомбили. Не было и попыток высадить десант. Финны продержались здесь ровно три года. Осенью 1944-го на Валаам снова пришла советская власть.
В оставшихся после монахов кельях разместили инвалидов – безногих, безруких.
Их собрали на Валаам со всей Карелии – просивших милостыню, обездоленных, несчастных, на костылях и каталках. У этих инвалидов не было семьи или близкие отказались от них.
Сколько их было на Валааме? Называют разные числа – от пятисот до полутора тысяч. Историк Евгений Кузнецов, почти полвека проработавший на острове экскурсоводом, так оценивает тогдашнее положение инвалидов и отношения к ним начальства:
«Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться! Но куда их подевать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой - из сердца вон. <…> Всякий, попадавший на Валаам, мгновенно осознавал: «Вот это - всё!» Дальше — тупик. Дальше — тишина в безвестной могиле на заброшенном монастырском кладбище».
В шестидесятые годы на остров начали привозить первые туристические группы. В 1979-м году на Валааме был открыт филиал Петрозаводского краеведческого музея, позднее получивший статус природного и историко-архитектурного музея-заповедника. Дом-интернат инвалидов перенесли в город Видлица на восточном побережье Ладоги.
В 1988-м году, - в год тысячелетия крещения Руси, - на острове побывал митрополит Ленинградский и Новгородский, в недалёком будущем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А на следующий год Ленинградской епархии был возвращён Спасо-Преображенский собор и часть монастырских зданий. 13 декабря 1989-го года — в день памяти Андрея Первозванного, апостола, по легенде, проповедовавшего в этих местах, — на остров вернулись монахи. И таких вот удивительных и значительных совпадений в истории Валаама великое множество.
О том, какую роль в духовной жизни России Валаам играл в далёком и близком прошлом, о трагедиях и взлётах читаем здесь и здесь.