Я тут на днях новостишку прочитал – река Эльба в Чехии обмелела настолько, что стали видны т.н. "голодные камни". Голодные камни – это такие большие камни у берегов рек, на которых высекали отметки о низком уровне воды. В нормальных условиях эти камни были скрыты под водой, и их никто не видел. Но когда уровень воды понижался, тогда эти камни уже можно было видеть и уже нужно было готовиться к большому шухеру.
Причем такое обмеление отмечается не только на Эльбе. Похожие проблемы наблюдаются и на Рейне, и на Дунае, и на Роне и на других реках Европы. В Европе засуха, урожай страдает, коровы не доются, лесные пожары горють, мыться нечем. Cливать в туалете - тоже не алё.
Но я не об этом. Я тут обратил внимание на любопытную деталь. Вот тот чешский голодный камень, который на картинке выше, - надпись на нем датируется 1616-м годом. А что вы знаете про 1616-й год? Или, если в более широком смысле, не строго 1616-й, а, скажем, плюс-минус сколько-то туда-сюда-обратно? Что тогда произошло, а? – Тридцатилетняя война тогда началась. В 1618-м. В мае.
Если вы откроете учебник истории, вы там прочитаете, что Тридцатилетняя война началась из-за религиозных терок между католиками и протестантами, на которые наложилась грызня европейских монархов за верховенство в Европе. Но это только вторичная причина. Ведь религиозные терки были в Европе и раньше – во Франции были альбигойцы, а Италия так и вообще все средние века из этих терок не вылезала (там правда, резня шла между католиками и католиками, но у них были разные взгляды на полномочия римского папы). А если еще к этому добавить терки испанских католиков с мусульманами, то оййй…. Короче, Европа этой резней всю свою жизнь занималась. А тогда что уникального может быть в какой-то Тридцатилетней войне?
Я повторюсь, вот все эти терки – это вторичная причина. Основная причина – нехватка жратвы и ресурсов. Смотрите:
1. Засуха 1616-го года в Европе – ущерб урожаю, кормам для скота и самому скоту (по тем временам – очень критично).
2. В июле 1616-го года в Индонезии происходит извержение вулкана Манам. Крупное такое извержение – лавы навалило километров так на десять в поперечнике.
3. Как следует из климатологии, при каждом извержении вулкана в атмосферу выбрасывается большое количество сернистых соединений, которые взаимодействуют с водяными парами и образуют в стратосфере плотную завесу, отражающую солнечные лучи (короче, тепло от солнца на землю не попадает). А если извержение – крупное, то и завеса тоже будет о-го-го.
4. В Европе урожай 1616-го года оказался сильно меньше ожидаемого – много чего сгорело на полях из-за засухи. Потом была очень холодная зима и весна (вспоминаем вулкан). Соответственно, расход запасенной жратвы (а запасти удалось мало) в это время увеличился, тогда как на посевы осталось меньше. Меньше посевов – меньше урожай. Таким образом, зима 1617-1618-го тоже получилась голодной. И это – поверх предшествующей голодной зимы 1616-1617-го. Почти два года голода. И вот на фоне этого весной 1618-го года в Чехии (кстати!) и начинается Тридцатилетняя война. Которая, по сути, была войной за кусок хлеба, а не за веру истинную. Европейцы тогда просто очень хотели жрать, а единственным способом пополнить закрома тогда было – убить соседа и забрать его жратву. Разумеется, под благовидным предлогом истребления иноверцев. И вот это вот – слово за слово, фейсом по столу – растянулось по Европе аж на тридцать лет. В каких-то регионах Европы под этим соусом было вырезано 2/3 населения, в каких-то – 1/3.
0. А там же был еще один нюанс. Где-то в 1614-м в Европе началась эпидемия ветрянки. Тогда ее не выделяли в отдельную болезнь (оспа и оспа), но по описанию это больше ветрянка была. Насколько эта конкретная болезнь была новой для тогдашних европейцев - неизвестно. Также неизвестно, насколько организм тогдашнего европейца был устойчив к этой болезни. Однако отрицать ее влияние на социально-экономическую ситуацию в тогдашней Европе не приходится. Больной / ослабший человек – плохой работник.
И вот теперь давайте это все сопоставим с нынешней ситуацией в Европе. Массовая "ветрянка" была? – Да, была. Экономику подкосила? – Да, подкосила. Засуха и неурожай в Европе реальны? – Да, реальны. Добавим к этому нехватку других востребованных ресурсов – нефти, газа, угля, удобрений. Плюс рост цен, плюс инфляция, плюс падение реальных доходов населения, плюс новый религиозный конфликт – толерантность, инклюзивность и все такое…
Опять же, накопление противоречий в Евросоюзе – мигранты, беженцы, санкции против России, дикое поле на востоке, рост дефицита, оторванность еврочиновников от реальных проблем (= феодалы в замках)… Ребят, да ведь сейчас ситуация – аккурат как перед Тридцатилетней войной. Не находите?
Впрочем, у России здесь есть повод для осторожного оптимизма. Пока Европы в 17-м веке грызлись промеж собой и пока они залечивали раны после этого, они не могли гадить России – у них не было для этого ни времени, ни сил. А Россия тогда получила примерно 50 лет относительно спокойного развития. А также – 50 лет очень выгодной торговли и довольно успешной внешней политики. Получится ли провернуть то же самое в 21-м веке?