«В настоящее время понятия «фанатизм» несет ярко выраженный отрицательный смысл. Однако в некоторых случаях фанатическое поведение может иметь положительный контекст. Например, учитель фанатично предан своей работе, готов ради нее пожертвовать собственными интересами, личной жизнью.» (Блог Даниила Ткаченко, 20.09.2021). То есть последнее утверждение – это положительный пример?
А теперь несколько примеров из моей учительской жизни:
Начало работы: 1984 год в маленьком уральском городке (10 тыс. человек) по распределению после окончания педагогического ВУЗа. В первый год у меня практически не было выходных (несколько дней в Новогодние каникулы или весенние плюс 1-2 дня в лютые морозы). В тот период были модными такие идеи как «Клуб выходного дня»: по воскресеньям молодые специалисты (одни уезжали после трёхлетней отработки, другие приезжали и только единицы остались жить в том городке на постоянной основе) проводили конкурсы, соревнования (сейчас это модно называть внеурочкой). Эта работа никак не оплачивалась, это было нашей обязанностью, как и дежурства по вечерам на городских дискотеках, еженедельные обходы семей наших учеников и т.п. Вопрос об оплате не возникал в наших головах. Было слово «Надо!» К тому же ещё существовали пионерская и комсомольская организации, в которых это всё приветствовалось
90-е годы. Полгода без зарплаты (как и большинство людей). Организовала для детей «Математический магазин», который работал на переменах. Здесь продавались мелочи: жевательная резинка, шоколадная конфета, карандаш, тетрадь, блокнот, закладка и т.п. Оплата принималась специальной валютой «кубиксами» (дизайн разрабатывали сами дети, они же торговали и вели учёт). «Кубиксы» зарабатывались хорошими оценками, участием в математических конкурсах, играх и т.д. (положение тоже разрабатывали дети). Ученики играли и тратили кубиксы с удовольствием, но… покупалось всё это на реальные учительские (мои) деньги, которые выдавались не регулярно. Иногда приходилось обращаться к родителям учеников (среди них уже появлялись первые бизнесмены) и некоторые из них шли навстречу, понимая, что эти деньги к ним не вернутся и прибыли с этого не будет. Были и такие (говорю без осуждения) кто удивлялись и отказывали. «Это же смешно. Выгода в том, что это «интересно детям»»
2022 год. Я - учитель с почти 40 летним стажем. Ежегодно подготовка к ОГЭ или ЕГЭ, а то и к обоим ГЭ сразу. Принципиально не беру никаких доп.часов в виде консультаций, внеурочки, а также классное руководство. Работаю на одну ставку (больше физически уже не выдерживаю). Расписание 5 дней в неделю. Зарплата 12-13 тысяч на руки. (для неверящих будет пост с доказательством, т.е. скринами зарплатных листов). Что это: благотворительность? А где ж пример фанатизма? А он тоже присутствует в виде многочисленных онлайн-консультаций с отдельными учащимися, группами и целыми классами, а также их родителями (для каждого класса создана отдельная группа в ВК) не менее 2-х часов ежедневно.
Для желающих «бросить камень»: это не нытьё, это просто примеры из реальной учительской жизни. Не хочу оценок «хорошо» это или «плохо». Всё, что я делала или продолжаю делать – это только по желанию. Убедить меня делать что-либо против желания, конечно можно, но это уже другая история.
Возвращаясь к началу статьи хочется сказать, что утверждение об учительском фанатизме скорее не положительное, а отрицательное. А вы как думаете?