Найти в Дзене
Популярная Библиотека

«Конец подземного города» Якова Кальницкого, 1950 г. – фантастико-приключенческий боевик «поздней сталинской эпохи»

В 1949 году уже очень опытный советский писатель Яков Кальницкий написал своё третье и последнее фантастическое произведение – повесть «Конец подземного города», которая при жизни автора выйти уже не успела. Зато в 50-х она была издана трижды, включая и газетную публикацию, несмотря на то, что Кальницкий до войны отсидел свой срок в лагерях как «враг народа».

Яков Исаакович Кальницкий (1895-1949 гг.) в разные годы своей жизни
Яков Исаакович Кальницкий (1895-1949 гг.) в разные годы своей жизни

Советская фантастика сталинских времен – это что-то особенное. Причем я не имею в виду авторов, даже в те годы прекрасно знавших свою политическую меру – Александра Беляева, Александра Казанцева, Владимира Обручева, Ивана Ефремова и некоторых других. Те если и прославляли СССР и его светлое коммунистическое будущее, то весьма умеренно, а Сталина уж совсем не поминали, будто и не было его.

Но таких фантастов тогда было мало, а основной «становой хребет» советской фантастики 30-х, 40-х и начала 50-х состоял из писателей помельче, что ли, которые очень хотели издаваться тиражами побольше. Вот им и приходилось свои сюжеты базировать на конкретной советской пропаганде, а то и откровенном прославлении «друга советских физкультурников». Ну, вы поняли – Сталина.

Сегодня такие книжки выглядят очень наивными, но это только на первый взгляд. Очень часто за пропагандой скрывались весьма добротные сюжеты, мало того – они были интересными, захватывающими, а если их очистить от советской агитпроповской шелухи, то многие из этих книг могли бы стать бестселлерами даже по сегодняшним меркам. И устаревшие фантастические идеи тут не помеха – у Герберта Уэллса или Жюля Верна фантастические идеи еще более устаревшие, но книги этих писателей по-прежнему остаются бестселлерами всех времен и народов.

Первое издание повести Я. И. Кальницкого "Конец подземного города" (Харьковское книжно-газетное издательство, 1950 г., тираж: 15000 экз.). Информации по этому изданию нет даже в Интернете, но второе издание 1955 года вышло с теми же иллюстрациями художника А. Довгаль
Первое издание повести Я. И. Кальницкого "Конец подземного города" (Харьковское книжно-газетное издательство, 1950 г., тираж: 15000 экз.). Информации по этому изданию нет даже в Интернете, но второе издание 1955 года вышло с теми же иллюстрациями художника А. Довгаль

Вот так же и с книгой «Конец подземного города» некоего сегодня совершенно забытого советского писателя Якова Исааковича Кальницкого (1895-1949 гг.). Если подойти у этой повести серьезно, не обращая внимания на советско-сталинскую агитацию, то можно обнаружить если не шедевр, то весьма достойное фантастическое произведение, которое заставляет читать его с нескрываемым напряжением – хоть идея и антураж фантастические, но сюжет чисто приключенческий. И выписан он с огромным мастерством, да это и не удивительно – автор до этого написал очень много книг, далеко не все фантастические, но тиражами они издавались нешуточными даже по тем временам. Да и многочисленные газетные и журнальные публикации – это тоже о чем-то говорит.

Но вот есть в этом произведении одна существенная загвоздка. Повесть во многом повторяет роман Г. Гребнева «Арктания», вышедший еще в 1938 году, в любом случае главная сюжетная линия взята именно оттуда. Правда, Гребнев свой роман писал до войны, когда в Европе было полно фашистских государств, а Кальницкий «Конец подземного города» закончил в 1949-м, уже после разгрома фашизма. Поэтому по этой линии имеется существенное различие, однако подражание «Арктании» - налицо. Можно даже подумать, что Яков Исаакович просто решил улучшить роман Григория Никитича, внеся в убойный сюжет коррективы времени. А так это типичный клон известного произведения.

Второе книжное издание повести Я. И. Кальницкого "Конец подземного города" (Харьковское областное издательство, 1955 г., тираж: 75000 экз.) - по иллюстрациям повторяет первое издание 1950 года
Второе книжное издание повести Я. И. Кальницкого "Конец подземного города" (Харьковское областное издательство, 1955 г., тираж: 75000 экз.) - по иллюстрациям повторяет первое издание 1950 года

Впрочем, в те времена (да и сегодня тоже) такие клоны никого не удивляли. Были авторы, клонировавшие произведения своих коллег не менее ловко, самый яркий пример – «Властелин мира» Александра Беляева, клонированный другим советским фантастом – Николаем Дашкиевым, который хоть и перенес действие романа на другой конец света, но даже название не изменил.

Интересное наблюдение – и Дашкиев, и Кальницкий были не совсем известными за пределами УССР украинскими писателями, а клонировали они русских классиков фантастики. Думается, что они, издавая свои книги в украинских издательствах, полагали, что их самодеятельность будет менее заметна. Другого объяснения не вижу.

Первая страница и начало повести второго издания 1955 года
Первая страница и начало повести второго издания 1955 года

Тем не менее, и дашкиевский «Властелин мира», и клон «Арктании» Кальницкого написаны весьма зачетно, и я горжусь, что эти книги есть у меня в библиотеке. Поэтому я бы не рискнул считать подобное творчество нехорошим. Я предпочитаю иметь два варианта хорошей книги, особенно если клон тоже создан достойным профессионалом.

Итак, насчет «Конца подземного города». Сюжет очень хорошо закручен и реализован. Арктика, 40-е годы, только недавно закончилась Вторая Мировая война. Советское полярное судно, проводящее исследования в Северном Ледовитом океане, подбирает из воды чернокожего иностранца, который рассказывает советским морякам о тайном подземном сооружении на одном из не нанесенных на карту арктических островов. Это сооружение – база нацистов, построивших ее еще до войны, и которые с помощью заключенных занимались ее расширением, собираясь продолжить войну против СССР, но уже тайную.

Иллюстрации к повести художника А. Довгаль
Иллюстрации к повести художника А. Довгаль

Естественно, в результате всех разворачивающихся в повести действий советские моряки побеждают, и особенно благодаря тому, что имеют самую современную, а то и вообще фантастическую даже по нынешним временам технику. Например, очень порадовал «Светолет» - летательный аппарат с такими возможностями, каких не было даже в арсенале Джеймса Бонда и Фантомаса. Он мог летать в стратосферу, опускаться в Марианскую впадину, двигаться со скоростью звука во всех стихиях и обладал автономностью, как огромная подводная лодка. Ну, просто мечта любого военного ведомства любой державы мира.

Страницы с иллюстрациями
Страницы с иллюстрациями

В общем, наши, как всегда, победили, но предварительно читателю предстоит продраться через множество перипетий, выпадающих на долю героев повествования. Тут вам и всякие тайны, касающиеся спецслужб, и интриги с загадочными обстоятельствами, и подвиги, и предательства, и забавные случаи, перемежающиеся с трагическими ситуациями. Вместе с тем книга читается очень легко, потому что огромный набор элементов, который достоин захватывающего приключенческого произведения, распределен очень грамотно.

И еще иллюстрации
И еще иллюстрации

Да, хочу снова повторить – роман читается легко, если ко всяким штампам глубокой социалистической эпохи сталинских времен относиться снисходительно и не считать автора дураком. Кстати, когда книга была переиздана в 1955 году, уже после смерти Сталина, то редакция ее основательно почистила, удалив не только моменты, связанные с прославлением Сталина, но и довольно большой объем откровенной коммунистической пропаганды насчет уже вот-вот скорого светлого будущего.

И еще...
И еще...

Да, редактор поступил мудро, но когда я перечитал «исправленное» издание, мне стало немного грустно. Я не совок и не скучаю за СССР, но думаю, что все же повесть «Конец подземного города» после такой переделки что-то потеряла, например, всё ту же веру в светлое будущее. К тому же не стало того щенячьего коммунистического задора, который смягчал резкие взлеты и падения сюжета. Всё же книга создавалась для определенного читателя, и все элементы в ней были вплетены очень органично. Например, коммунистическая пропаганда в комплекте со здоровым человеческим юмором воспринималась не как пропаганда, а как гротеск. А гротеск в приключенческом романе, основанном на фантастических изобретениях, в умелых руках превращает произведение буквально в классику.

Вырезки с оглавление, фрагментом текста и выходными данными издания 1955 года
Вырезки с оглавление, фрагментом текста и выходными данными издания 1955 года

Впрочем, не будем о плохом, а будем о хорошем. В целом, роман классный в обеих редакциях. Его можно назвать даже боевиком, потому что в произведении нет заумных научно-фантастических рассусоливаний. Конечно, «Конец подземного города» бестселлером не назовешь, тем не менее, для любителя острых приключений это именно бестселлер. А что касается клона «Арктании», то все же «Арктания» в чем-то этой повести уступает, книга Кальницкого и написана живее, и приключениями насыщена поболее.

В заключение хочу сказать еще пару слов об авторе. Родился он в Екатеринославе (Днепропетровск), а основную часть жизни прожил в Харькове, где написал большинство своих книг. В Первую Мировую воевал на фронте, был награждаем неоднократно, и 1917 год встретил полным Георгиевским кавалером. Но в революцию стал «красным командиром», в подчинении которого был полк. Затем он служил начальником штаба целой бригады, и это в неполных 25 лет!

Румынское издание повести Я. И. Кальницкого "Конец подземного города" в 1956 году в шести номерах серии "Коллекция научно-фантастических повестей", №№28, 29, 30, 31, 32, 33
Румынское издание повести Я. И. Кальницкого "Конец подземного города" в 1956 году в шести номерах серии "Коллекция научно-фантастических повестей", №№28, 29, 30, 31, 32, 33

Под конец Гражданской войны Яков Кальницкий создавал подполье в Крыму, чудом не был расстрелян белогвардейцами, но после войны покинул армию и ступил на сугубо мирную стезю, поступив в Днепропетровский металлургический институт. Однако первая же книга его фронтовых воспоминаний стала такой популярной, что он забросил учебу, переехал в Харьков (столицу тогдашней Советской Украины до 1934 года) и стал успешно зарабатывать на жизнь исключительно литературным трудом.

В 1938 году Яков Кальницкий был арестован НКВД за то, что одну из его книг с автографом автора обнаружили у брата арестованного и расстрелянного впоследствии Енукидзе. Это дало повод обвинить писателя в принадлежности к антисоветской сиооннистской (слово изменено по цензурным соображениям) организации и заставить его оговорить себя. Так, Кальницкий признался в том, что он якобы «заклятый сиооннистский шпион и ярый антиисоветчик», причем давний, завербован был еще при Петлюре, и с тех пор только и делал, что всячески вредил Советской власти. Сами понимаете, что при таких обвинениях в те времена расстрел был неизбежен.

Однако Кальницкому присудили всего 3 года лагерей, причем не сибирских, у черта на куличках, а карельских, и в его срок засчитали и время, которое писатель провел под следствием – очень и очень скромно как для «ярого антиисоветчика»! Находясь в лагере, он писал письма с просьбами о пересмотре дела кому только мог, вплоть до Сталина, но безрезультатно – отсидел от звонка до звонка, хотя в лагере занимался научной деятельностью и даже что-то там изобрел секретное на военную тему.

Некоторые книги, переизданные после смерти Я. И. Кальницкого - роман "Остров голубых песцов" (1957 г., Киев, 50000 экз.), сборник "Огненные годы" (1958 г., Харьков, 45000 экз.), сборник "Белька" (1962 г., Киев, 100 тысяч экз.)
Некоторые книги, переизданные после смерти Я. И. Кальницкого - роман "Остров голубых песцов" (1957 г., Киев, 50000 экз.), сборник "Огненные годы" (1958 г., Харьков, 45000 экз.), сборник "Белька" (1962 г., Киев, 100 тысяч экз.)

Также писатель в 30-х участвовал в полярных экспедициях, в частности – на ледоколе «Красин», поэтому в его творчестве имеется и «арктический цикл» повестей и рассказов, разошедшихся по многочисленным сборникам. Кроме «Конца подземного города» он издал еще два очень успешных фантастических произведения – роман «Ипсилон» (1926 г.) и повесть «Вокруг света в пятьдесят дней» (1927 г.) в соавторстве со своим коллегой Владимиром Юрезанским.

В некоторых источниках есть информация, что Яков Кальницкий после отсидки (вышел как раз перед началом Великой Отечественной) был забыт и умер в нищете. На самом деле это не так, или не совсем так. С началом войны писателя назначили консультантом по противовоздушной обороне Харькова, а потом всю войну он занимал в военном ведомстве должности хоть и невысокие, но которые позволяли ему существовать почти безбедно. Кстати, писателя все же реабилитировали, хотя и довольно поздно – в 1989 году.

Также есть сведения, что до самой смерти книги Кальницкого не издавались. Да, они не издавались, но не потому, что он отсидел, а потому, что в Москве его не знали, а украинские издательства во время войны не работали по вполне понятным причинам. Однако сразу после окончания войны Кальницкий продолжал писать, например, в 1946-м в Киеве был переиздан его сборник «Новоземельские рассказы», а в 1948-м был опубликованы какие-то дополнения к «Словарю украинской литературы». Что-то еще где-то писатель публиковал, в основном очерки и публицистику, по крайней мере, с голоду не умирал.

Правда, новый роман «Конец подземного города» был опубликован уже после его смерти, в 1950-м, зато потом, в 1955-м был переиздан, причем не только в книге, но и в газете «Сталинская смена» (г. Челябинск). Мало того – в 1956 году повесть вышла в Румынии в шести номерах серии «Коллекция научно-фантастических повестей», №№28-33.

Также после смерти автора, в 50-е и 60-е, были переизданы и другие его книги, причем 50-тысячными и даже 100-тысячными тиражами, правда, снова только в украинских издательствах (Киев и Харьков), тем не менее, книги «запрещенного» автора все же издавались неплохими темпами и а сталинский, и в хрущевский периоды, а забыты были уже только при Брежневе. Впрочем, не только Кальницкий был забыт в «эпоху застоя». Однако даже при таком «забвении» главы из романа Кальницкого «Счастливый человек» были напечатаны в 1969 году в журнале «Советская литература».

И напоследок. Умер Яков Исаакович Кальницкий вовсе не от нищеты или болезни. Был он еще относительно молод, здоров и полон творческих идей. Но с ним просто случилась незадача – для того, чтобы повысить крепость табака при курении трубки, он добавлял в него много полыни, и в один момент ее оказалось так много, что многообещающий писатель, готовивший к изданию свою главную книгу жизни – «Конец подземного города», - просто задохнулся от дыма. Это подтверждено документально.

Произошло это печальное событие 4 марта 1949 года в квартире Я. И. Кальницкого в Харькове.

Полный Георгиевский кавалер Яков Исаакович Кальницкий
Полный Георгиевский кавалер Яков Исаакович Кальницкий

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Фантастический роман Александра Казанцева «Арктический мост», 1941 г. – приключенческо-шпионский блокбастер сталинских времен

Роман «Арктания» Григория Гребнева – типичный образец приключенческой фантастики 1930-х

Хорошо подзабытые фантастические романы и повести советских авторов 1920-х годов

Роман Григория Адамова «Тайна двух океанов», 1938 г., в СССР издавался миллионными тиражами

«Рудник «Убогий» - прекрасный приключенческо-авантюрный роман автора «Плутонии» и «Земли Санникова»