Найти тему
История моды с Марьяной С.

Красота, гламур, магия... и работа

Иногда смотришь на фотографию Греты Гарбо, Марлен Дитрих или другой кинозвезды, и захватывает дыхание. Восхитительная, почти невозможная красота. Которая завораживает так, что ты вспоминаешь о происхождении слова "гламур" - корни его в "магии", "волшебстве", "ворожбе". Да-да, на это и был расчёт. То, что вы видите на экране, должно околдовывать.

Марлен Дитрих в "Шанхайском экспрессе" (1932) и "Марокко" (1930). (сс) Wikimedia Commons
Марлен Дитрих в "Шанхайском экспрессе" (1932) и "Марокко" (1930). (сс) Wikimedia Commons

И голливудские кинозвёзды, особенно того времени, которое называют "Золотым веком" – это, наверное, наиболее совершенное воплощение гламура в современном смысле этого слова. Исследователь Стивен Гандл в своей прекрасной книге, посвящённой гламуру (которая так и называется - "Гламур", рекомендую!), пытается добраться до сути этого явления. И мне очень нравится короткое ёмкое определение оттуда. Гламур – "это соблазнительный образ, который близко связан с потреблением". Образ, который влечёт тебя – и тебя призывают, буквально соблазняют выглядеть так же. Ещё одно определение – "сексуальная привлекательность плюс роскошь плюс изысканность, плюс романтика". А, например, Марлен Дитрих определяла его так: "Нечто неопределённое, нечто недоступное обычным женщинам – сказочный рай, желанный, но по сути недосягаемый".

Грета Гарбо (1932) и Грета Гарбо в "Таинственной леди" (1928) (сс) Wikimedia Commons
Грета Гарбо (1932) и Грета Гарбо в "Таинственной леди" (1928) (сс) Wikimedia Commons

Недосягаемый, да - но желанный. Кинозвёзды были воплощением мечты. И чтобы создавать настолько привлекательные образы, в них вкладывали и труд, и деньги. Огромный труд, и огромные деньги.

Соответственно, кинозвезду контролировали. Диеты, массажи, макияж, костюмы, на студии, вне студии – абсолютно всё и всегда. Причём контролировали очень строго. Звёзды же были обязаны были выполнять все предписания, потому что они были, по сути, вложением средств. А оно должно было окупаться.

Джоан Кроуфорд (1934) (сс) Wikimedia Commons
Джоан Кроуфорд (1934) (сс) Wikimedia Commons

Однако при этом, конечно же, должно было создаваться впечатление, что всё происходит само по себе. Никаких усилий! Никто не замечает не очень длинных ног - они скрыты восхитительной длинной юбкой. Никто не замечает широковатой талии - создаётся красивый контраст между подчёркнутыми кроем платья плечами и бёдрами. В руках художников по костюмам, мастеров своего дела, женщина превращалась в лучшую копию себя самой.

А свет? Веди и показывать, снимать звезду нужно было надлежащим образом. Например, выставляя свет сзади и чуть сбоку, чтобы он обрамлял лицо волшебным ореолом. А... Да что там. Всё играло свою роль.

То, что на экране казалось волшебством, в жизни было работой.

Хеди Ламарр (1942) (сс) Wikimedia Commons
Хеди Ламарр (1942) (сс) Wikimedia Commons

Недаром Марлен говорила: "Конечно, мы красивы и на фотографиях, и в жизни; однако мы никогда не были настолько исключительны, как наши рукотворные образы. Мы придерживались их, поскольку этого требовала студия, но никто из нас не получал от этого удовольствия. Для нас это была просто рутинная работа, которую мы хорошо выполняли".

"Я работаю волшебником", да-да.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!