Троих надо убрать / Trois hommes a abattre. Франция, 1980. Режиссер Жак Дерэ. Сценаристы: Жак Дере, Ален Делон, Кристофер Франк. Актеры: Ален Делон, Далила Ди Лаззаро, Мишель Оклер и др. В СССР – с 23 августа 1982. 25,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Американизированный стиль гангстерско-полицейских лент типичен для французского режиссера Жака Дерэ (1929-2003), из года в год делавшего беспроигрышную ставку на имидж Жана-Поля Бельмондо и Алена Делона («Борсалино», «Троих надо убрать», «Маргинал»).
…Профессиональный карточный игрок Жерфо (Ален Делон) помогает раненному человеку – отвозит его в клинику, и вскоре замечает, что становится объектом чьей-то слежки…
Похожие фильмы с крепкой интригой триллера Ален Делон ставил и самостоятельно. И хотя его картины «За шкуру полицейского» и «Неукротимый» не отнесешь к шедеврам, они по ритму, темпу и профессионализму, на мой взгляд, ничуть не хуже «Троих надо убрать» Жака Дерэ. Пересказывать сюжеты подобных лент занятие неблагодарное. И дело здесь не только в том, что они порой похожи друг на друга. Просто их зрительский успех зависит не от оригинальности фабулы, а от четкого соблюдения законов жанра, динамики действия и, разумеется, имиджа актера-звезды.
Накануне выпуска детектива «Троих надо убрать» в советский кинопрокат кинокритик Галина Долматовская (1939-2021) писала, что этот «фильм действия» воскрешает образ загадочного и печального героя, памятный, например, по «Самураю» Мельвиля, Делон был продюсером картины, она пригнана по нему» (Долматовская, 1981: 16). Долматовская Г. Контуры портрета // Советский экран. 1981. № 17. С. 16.
Знаток французского кино – киновед Александр Брагинский (1920-2016) тоже отнесся к этому фильму вполне позитивно (Брагинский, 1999: 35). Брагинский А. Ален Делон. В любви и жизни. Ростов: Феникс, 1999. 320 с.
И уже в XXI веке острый на язык кинокритик Денис Горелов едко отметил, что «фильмы с Делоном всегда отличала высокая смертность. Есть подозрение, что возле него кормится целый штат сценаристов, заточенный единственно на изобретение новых киногеничных способов человеко-убийства. … Прочее было довеском, необязательным десертом к основному блюду. Делон, как всегда, щеголял дорогими часами и мягких тонов сорочками под светлый пиджак без галстука. Любил погоняться по Парижу за убийцами и от них. … Но наибольший интерес представляла, конечно, сильно диссонирующая с его правыми взглядами страсть подкусить владельцев частных вилл с решетчатой оградой, коллекцией живописи и спущенными на ночь бладхаундами: видимо, давало себя знать низовое происхождение. Если Бельмондо чаще гонял маньяков-отморозков — Делон тягался с целыми госкорпорациями, столпами буржуазного миропорядка, погрязшими в коррупции и растратах» (Горелов, 2019: 225-226). Горелов Д. Игра в пустяки, или «Золото Маккены» и еще 97 советских фильмов иностранного проката. М.: Флюид ФриФлай, 2019. 288 с.
Мнения зрителей XXI века об этом фильме часто противоположны:
«Прекрасный политический триллер, Ален Делон и Далила ди Лазарро ослепительно эффектная пара, красавчик француз и обворожительная итальянская нимфа, сильный сюжет и жестокая развязка. Золотая эпоха великого французского кинематографа, которая, увы, безвозвратно миновала» (Дейгтон).
«Страшное кино, в нём очень много убийств, много насилия! Эти штампы детективного жанра буквально довлеют в этом фильме! Ничего нового ни в сюжете, ни в его развитии мы здесь не увидим, лишь одни трафареты и штампы. Почему у господина Делона так много пустого, однообразного в его творчестве?» (Барбитомакус).
Александр Федоров, киновед