Найти тему
Тайны и люди прошлого

"Виллан не должен знать сегодня, что ему прикажут делать завтра"*. Жизнь и быт средневекового крестьянина.

* правило содержащееся в судебных хрониках XII века.

Обозначением каких качеств выступал крестьянин в Средние века в Европе? Что за "хлебные деревья" сажали во Франции? Был ли шанс получить свободу от господина?

В прошлой статье (ссылка на которую будет приведена в конце этой) мы разбирали, чем жизнь в средневековом замке могла удивить и напугать современника. Может, простому человеку было бы лучше не страдать в темноте и тесноте замка, а быть ближе к природе и проживать на своей вилле?

Почему вилле? Дело в том, что после падения Римской империи осталось исторически сложившееся название разделения территории на большие поместья – виллы. Каждая подобная вилла включала в себя дом хозяина и его людей, а также хозяйственные постройки и поля разделенные на участки обрабатываемые семьями крестьян.

Поэтому в средневековой Европе крестьян называли вилланами (от слова вилла).

Звучит презентабельно, согласитесь?

Но если бы всего лишь 4-5 столетий назад вам довелось посетить богатейшую (по тем временам) страну Европы – Францию, то вполне вероятно было бы увидеть деревню, жители которой были одеты в грязные лохмотья и жили в полуземлянках похожих более на норы, чем на дом. Под стать дому были и жильцы. Посему аристократы считали вилланов полуживотными. В те времена слова "виллан" было обозначением не только крестьянина, но и грубости, невежества и скотства.

Горожане и дворяне насмехались над крестьянами и презирали их. Сложился целый жанр творчества в виде рассказов для развлечения слушателей – фаблио («fabliaux»), в котором высмеивались пороки крестьян (впрочем, как и иных лиц эпохи). Именно в этих историях крестьянин приобретает свое нарицательное имя Жан Бон (Иван-Дурак). Он может быть как ловким и хитрым, так и беспросветно глупым.

В чем было отличие средневекового крепостного от раба?

Формально крепостной не был рабом. Христианство милостиво дозволяло сочетаться крепостному узами брака, его не могли продать другому феодалу без его семьи. Убивать также было не дозволено (во всяком случае - без причины). В остальном крепостной недалеко ушел от раба: нельзя оставлять свой кусок земли (беглецов ловили и жестоко наказывали), все имущество крестьянина принадлежало его господину. Ходила поговорка: "у крепостного и рука мертва, чтобы дать". Это означало, что после смерти все его имущество переходило во владение господина, а не детей умершего. Существовала, разумеется, и барщина, — рабочие дни, в которые крестьяне работали на господина. Ну и подати, например, церковная десятина (т. е. десятая доля урожая), а также оброк для господина, в том размере, который он установит.

Жан-Франсуа Милле «Крестьянки с хворостом». ок. 1858 Авторство: Жан-Франсуа Милле. Web Gallery of Art:   Изображение  Info about artwork, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15498185
Жан-Франсуа Милле «Крестьянки с хворостом». ок. 1858 Авторство: Жан-Франсуа Милле. Web Gallery of Art:   Изображение  Info about artwork, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15498185

Как освободиться? Выкупить себя самого у феодала, заплатив немалый выкуп.

Свободный виллан имел право переселяться на земли другого господина, либо же уйти работать в город. Мог завещать свое имущество и...должен был платить пошлины господину. Пошлин было много: за проезд по дорогам, за место на рынке, за использование мельницы и так далее.

Самым разорительным для крестьян правом сеньора было право охоты. Для своего удовольствия господин содержал животных и птиц, которых затем весело травил и загонял. Самим крестьянам не было позволено даже притронуться к плодам этого "охотхозяйства", зато живность кормилась за счет крестьянских посадок. Да и сама охота, производимая группой всадников, со слугами и псиными сворами также была губительная для посевов.

Впрочем, что мог противопоставить безоружный крестьянин, вооруженному всаднику? На справедливый суд также надеяться не приходилось, судить виллана мог только феодал. Пословица гласила: «между сеньором и вилланом нет судьи, кроме Бога».

Условия жизни крестьян

Как правило, в деревне находилось порядка двух-трех десятков домов. Самые бедные жили в землянках или подобиях шалашей. Зажиточные строили дома из глины смешанной с соломой, дерева или даже камня. Дом был без окон, либо окно было, но представляло собой простой проем в стене. В холодное время года его могли просто затыкать тряпками. Крыши крыли соломой. Пол был земляной. Посреди комнаты устраивали очаг. Дымоходом служила дыра в крыше. Этот аналог нашей бани по-черному естественно дымил и чадил, поэтому все внутри равномерно покрывалось копотью. Кроватью служил соломенный тюфяк, предназначенный сразу для всей семьи. Зимой домашних животных могли держать в том же помещении.

Одежда была свободной и многослойной - в лучших традициях современной моды. Так было сподручнее работать и дома и в поле.

«Крестьянский танец» (нид. De dorpskermis). 1568. Дерево, масло. 114 × 164 см. Музей истории искусств, Вена (Австрия) Авторство: Питер Брейгель Старший. Web Gallery of Art:   Изображение  Info about artwork, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15416331
«Крестьянский танец» (нид. De dorpskermis). 1568. Дерево, масло. 114 × 164 см. Музей истории искусств, Вена (Австрия) Авторство: Питер Брейгель Старший. Web Gallery of Art: Изображение Info about artwork, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15416331

В работе и орудиях труда главенствовала традиция и не приветствовались нововведения. Многие годы землю обрабатывали так же как и в древнем мире. Работа была тяжелая и однообразная. При этом сколько ни трудился виллан, он знал, что лучшие продукты заберет господин. К тому же враги этого господина могут нагрянуть в любой момент и сжечь, украсть и вырубить все, что успеют и смогут.

Питались продуктами с поля и огорода. Основным питанием были каши и похлебки. Белый хлеб считался деликатесом, равно как и сахар. Мясо могли себе позволить только по праздникам. Неурожайный год был бедствием. История повествует, что на севере Франции в неурожайные годы, спасаясь от голодной смерти крестьяне вынуждены были есть древесную кору и травы. В те Темные времена процветал и каннибализм. Одинокий путник или доверчивый ребенок рисковал быть убитым и съеденным.

Чтобы пережить тяжелые годы французы с XI века сажали каштаны, которые крестьяне назвали хлебными деревьями. Из плодов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от смерти.

При такой жизни выглядел крестьянин совсем не таким уж цветущим, как его принято представлять в кино. Худой, почерневший от работы под солнцем, рано постаревший от тяжелого труда, он становился легкой добычей для болезней.

Девушки выходили замуж рано - в возрасте 12-15 лет. Дети рождались практически каждый год, но вот выживали немногие. Голод, эпидемии, скудное питание и плохой присмотр играли свою роль. Росший в бедности и безграмотности (школы в деревнях отсутствовали) ребенок был обречен повторить судьбу своих родителей.

На протяжении всей эпохи Средних веков перемены практически не затронули жизнь и быт крестьян.

Жюль Бастьен-Лепаж Сенокос. 1877 Авторство: Жюль Бастьен-Лепаж. [1], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3429116
Жюль Бастьен-Лепаж Сенокос. 1877 Авторство: Жюль Бастьен-Лепаж. [1], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3429116

Благодарю за прочтение!

Прошу не пожалеть лайк и подписаться (если не подписаны).

Рекомендую статьи:

Жизнь в средневековом замке - сказка. Страшная

Как и за что судили свинью, петуха и крыс?

Рыцари: прекрасные или ужасные? История Средних веков