Найти в Дзене
Мультмейкеры

Ловушки сценариста: особенные люди

В 2021 году на Большом фестивале мультфильмов был целый раздел анимации, посвящённый ментальному здоровью. Тема очень важная и очень, очень непростая. Все, что касается болезней, отклонений и травм заранее отталкивает на уровне инстинктов. И я восхищаюсь людьми, которые могут говорить на такие темы, соблюдая баланс.  Но чаще всего истории про особенных людей сваливаются в дешевую мелодраму.  Автор относится к своему герою, как к бедняжечке, сыпет на его несчастную голову проблемы, как из рога изобилия, и смакует их со всеми подробностями и явным удовольствием.  В этот момент зритель вместе с автором встаёт в позицию НАД героем и начинает его жалеть (и обливаться слезами). Но жалость - это самое последнее, что можно испытывать к человеку. Тем более, когда речь идёт о том, что герой не может исправить, потому что он это не выбирал, он таким родился. Как правило, такие истории ничему не учат и тем более не вдохновляют. Хорошо, если в конце герой хотя бы вознаграждается за все унижения (и

В 2021 году на Большом фестивале мультфильмов был целый раздел анимации, посвящённый ментальному здоровью. Тема очень важная и очень, очень непростая. Все, что касается болезней, отклонений и травм заранее отталкивает на уровне инстинктов. И я восхищаюсь людьми, которые могут говорить на такие темы, соблюдая баланс. 

Кадр из французского короткометражного мультфильма «Ботинки Луи» (реж. Тео Жаман, Каю Люн, Марион Филипп, Жан-Жеро Блан)
Кадр из французского короткометражного мультфильма «Ботинки Луи» (реж. Тео Жаман, Каю Люн, Марион Филипп, Жан-Жеро Блан)

Но чаще всего истории про особенных людей сваливаются в дешевую мелодраму. 

Автор относится к своему герою, как к бедняжечке, сыпет на его несчастную голову проблемы, как из рога изобилия, и смакует их со всеми подробностями и явным удовольствием. 

В этот момент зритель вместе с автором встаёт в позицию НАД героем и начинает его жалеть (и обливаться слезами). Но жалость - это самое последнее, что можно испытывать к человеку. Тем более, когда речь идёт о том, что герой не может исправить, потому что он это не выбирал, он таким родился. Как правило, такие истории ничему не учат и тем более не вдохновляют. Хорошо, если в конце герой хотя бы вознаграждается за все унижения (и это, кстати, поломало психику миллионам людей). А иногда герой просто трагически умирает. И такой конец погружает зрителей в пучину безнадеги. 

________________________________________________________________________

Я такое, мягко говоря, не люблю. И всех авторов призываю не делать плохо своим зрителям (и героям). 

________________________________________________________________________

Да, никто не любит, когда его жалеют. Это ставит человека в позицию маленького, глупенького и беспомощного. Но очень хорошо, когда зритель сочувствует герою.

Со-чувствие - я понимаю, что ты чувствуешь, потому что со мной было то же самое. 

Не все из нас болеют, не все из нас инвалиды, но каждый чувствовал себя одиноким. Многие ощущали себя непонятыми. И точно каждый искал или ищет своё место в обществе или коллективе. 

Удачные примеры таких историй есть, я приведу лишь небольшую часть из них.

Кадр из документального мультфильма «Хорошая, плохая, злая» (реж. Соня Горя).
Кадр из документального мультфильма «Хорошая, плохая, злая» (реж. Соня Горя).

Например, в документальном мультфильме «Хорошая, плохая, злая» Соня Горя рассказывает о своем опыте жизни с биполярным расстройством. Получилось наглядно, искренне и жизнеутверждающе. Есть болезни, которые не лечатся, но с ними можно Жить. 

Короткометражный мультфильм «Камушек в ботинке» о том, что наши различия не могут помешать нам быть вместе.
Короткометражный мультфильм «Камушек в ботинке» о том, что наши различия не могут помешать нам быть вместе.

В мультфильме «Камушек в ботинке» (реж. Эрик Моншо) гениально уже само название. Оно отсылает к ощущению, знакомому каждому, - небольшой дискомфорт при ходьбе, вроде бы незначительный, но постоянный… Так же и главный герой мультфильма - просто лягушка, но в среде кроликов. Они и похожи, и очень разные. И это зудящее чувство, что что-то иное, непривычное, странное, постоянно встаёт между героями. Пока они не делают выбор просто идти дальше. Вместе. 

В мультфильме «Ботинки Луи» с добротой и пониманием авторы рассказывают об аутизме.
В мультфильме «Ботинки Луи» с добротой и пониманием авторы рассказывают об аутизме.

«Ботинки Луи» (реж. Тео Жаман, Каю Люн, Марион Филипп, Жан-Жеро Блан) - мультфильм, где необычный ребёнок заявлен напрямую. Мальчик-аутист приходит в новый класс и должен представиться всем. Луи рассказывает, почему его перевели из другой школы. Мы погружаемся в мир необычного ребёнка и понимаем, что в его «странности» нет ничего такого, чего нет в наших личных странностях. А финальный кадр вообще попадает прямо в сердечко. 

Поэтому, если вы хотите написать историю про особенных людей, детей, животных, попробуйте использовать следующие рекомендации:

  • избегайте давление на жалость. «Слезодавилка» оттолкнет бОльшую часть зрителей от истории.
  • придумайте очаровательного героя, у которого болезнь, инвалидность или что-то ещё - не недостаток, а просто особенность. Не выпячивайте ее. 
  • подумайте, какие чувства объединяют его и других людей. Что у них общего? 
  • сделайте своего героя активным. Он должен действовать, а не просто собирать тумаки по сюжету. 
  • и пусть ваш герой добьётся своей цели. Может, не так, как думал, но пусть это будет что-то оптимистичное и жизнеутверждающее. 

И тогда у вас получится не мелодрама, которую выключают или перематывают, а трогательная история настоящего Героя, которая не оставит равнодушным зрителей. История, которая вдохновляет и помогает жить. История, которую заслуживают все герои.

————————————————————————————————————

Если интересно читать про сценарное мастерство, креатив и закулисье индустрии — буду рада вам в моем канале в ТГ @pronatalit

Так же возможно вам понравятся мои следующие статьи про создание анимационного персонажа:

Cистема персонажей в анимационном сериале – создай свою!
Мультмейкеры5 июня 2022