Найти в Дзене
Есея

Глава 44. Каникулы

Олег свалился, как снег на голову. Володя не чаял увидеть его этим летом, но вот – еще только начало июля, а он появился! Учебный год как-то внезапно подошел к концу. Быстро сдали экзамены по предметам и зачеты по физподготовке, потом Володя вместе с командой из училища съездил на соревнования по скалолазанию. Потом отправились в экстрим-лагерь в горы скалолазание, сплавы по рекам, походы. -Охота же вам, - с недоумением пожимал плечами Стратов, перед тем, как отправиться к родителям - два раза в походах были и оба раза с приключениями. Володя лишь усмехнулся – ну зимой, он согласен, была та еще ситуация, а в последнем походе ничего особенного на его взгляд не случилось. Можно было, конечно, отправиться в санаторий на море – но Володя был просто уверен, что в санатории за три месяца сойдет с ума от скуки. И когда после трех недель в горах оказался там – быстро понял, что был прав. Первую неделю еще было забавно. Море, бассейн, крабы, бегающие по дну – стоит только нырнуть. Кино каждый

Олег свалился, как снег на голову. Володя не чаял увидеть его этим летом, но вот – еще только начало июля, а он появился!

Учебный год как-то внезапно подошел к концу. Быстро сдали экзамены по предметам и зачеты по физподготовке, потом Володя вместе с командой из училища съездил на соревнования по скалолазанию. Потом отправились в экстрим-лагерь в горы скалолазание, сплавы по рекам, походы.

-Охота же вам, - с недоумением пожимал плечами Стратов, перед тем, как отправиться к родителям - два раза в походах были и оба раза с приключениями.

Володя лишь усмехнулся – ну зимой, он согласен, была та еще ситуация, а в последнем походе ничего особенного на его взгляд не случилось. Можно было, конечно, отправиться в санаторий на море – но Володя был просто уверен, что в санатории за три месяца сойдет с ума от скуки. И когда после трех недель в горах оказался там – быстро понял, что был прав.

Первую неделю еще было забавно. Море, бассейн, крабы, бегающие по дну – стоит только нырнуть. Кино каждый раз после обеда, парк аттракционов каждый вечер, час в день можно было провести в аквапарке, час – в комнате видеоигр, была даже библиотека, а после долгих прогулок по парку аттракционов, Володя нашел даже скалодром – правда, невысокий, скорее развлечение для малышни, чем тренажер, но хотя бы… В общем первую неделю он еще мог найти себе занятие, ну первые три дня второй – тоже, а потом ему все надоело.

Волков еще в первую неделю познакомился с какими-то девчонками, днями, а особенно вечерами гулял где-то с ними, звал Володю. Но Володя ничего интересного в девчонках не находил – не понимали они, зачем нужно рассматривать крабов, ползающих по морскому дну и зачем карабкаться по скалодрому, да и Володины сетования, что в библиотеке нет ни одной стоящей книжки по физике – они не понимали.

В тот день, Володя, наконец, скачал в сети пособие по астрофизике – и даже уговорил библиотекаря распечатать пару десятков страниц. Он валялся на кровати, одолевая страницу за страницей, когда в дверь постучали.

Странно. Волков не имел привычки стучать – а кто еще?

Через несколько секунд дверь открылась. Олег?!

Володя вскочил с кровати и повис у него на шее.

-А говорил – через год!

-Получилось раньше, - Олег улыбался, - а ты здорово вырос!

Володя отступил на шаг, пожал плечами – он, как стоял в строю последним – так и стоял.

-Рассказывай, как дела, - попросил Олег.

-Второе место по скалолазанию, - принялся перечислять мальчишка свои достижения, - пятерки по информатике, физике, математике, биологии и русскому. Остальные четверки.

-Ну, это-то все я знаю. Я в училище был. И с твоим воспитателем разговаривал. Вообще, как дела, как настроение?

Володя пожал плечами:

-Скучно.

-Понятно. Есть предложение. Поедешь со мной? Посмотришь, где я рос…

-К твоим дедушке с бабушкой?

-Да.

У Володи перехватило дыхание:

-И сколько мне там можно будет побыть?

-Да хоть до сентября.

Мальчик закусил губу, покачал головой:

-Не поеду.

-Не поедешь, - повторил Олег, - можно узнать почему?

-Просто…

Володя пожал плечами, стараясь принять безмятежный вид. В носу начинало противно щипать. Олеговы дедушка с бабушкой не должны с ним возиться. Чужие мальчишки даром никому не нужны.

-Ты ведь их даже не знаешь.

Володя закусил губу, глядя в пол.

-Ладно, - решил Олег, - тогда едешь со мной на две недели. И это не обсуждается. Потом, если захочешь, вернешься сюда.

Володя снова пожал плечами, соглашаясь, словно с неохотой и с облегчением переводя про себя дух. Кажется, Олег понял, что скрывается за его упорством, на его губах промелькнула едва заметная улыбка.

Спустя несколько дней Володя, растянувшись на коньке крыши, ждал, когда солнце начнет подниматься из-за горизонта.

Пока еще деревня спала. Но уже совсем скоро потянется по дороге стадо коров, сопровождаемое пастухом, тут же народ заторопится в лес – кто за грибами, а кто за ягодами, на огородах запестреют платки и кепки… Бабушка Олега - Елизавета Николаевна, проводив свою Рыжуху, станет к плите жарить блины. В деревне он всего ничего – шестой день – а кажется – целую вечность. Как будто, он так и жил здесь с самого рождения и ничего с ним больше не было, как будто, это его дом…

Что-то больно стукнуло его в плечо – камень! Небольшой, но тяжелый – такой мог одолеть приличное расстояние и уж точно не ветер принес его!

Володя обернулся – на крыше соседнего дома сидела девчонка – его ровесница, встретившись с Володей взглядом, она показала ему язык и скрылась за коньком крыши.

Володя усмехнулся, потер пострадавшее плечо – надо же, попала! От девчонок он подобных подвигов не ждал.

Солнце показалось, наконец, из-за верхушек деревьев, Володя осторожно подобрался к краю конька, повис на руках и проскользнул через открытое окно мансарды в свою комнату.

Комната была небольшой, и потому казалась Володе очень уютной, а то обстоятельство, что из ее окна можно было легко выбраться на крышу, делало ее исключительной. Володя спустился вниз, вышел на улицу.

-Опять вскочил ни свет, ни заря! – возмутилась Елизавета Николаевна.

Володя не ответил – взял ведра, набрал воды, проскользнул в загон для птицы, поменял воду в гусином корыте, в утином тазу, остатки из ведра вылил курам. Елизавета Петровна шла за ним, рассыпая по кормушкам зерно.

Гуси толкались, громко гогоча, из сарая подали голос гусыни с гусятами – их и кормить и поить полагалось отдельно – когда прошли коровы, и птицу выпустили из загона на волю – тогда дошло дело и до мамаш с птенцами. Володя подливал воды каждой семейке, Елизавета Николаевна кормила, а некоторое время спустя, Володя отгонял их к небольшой заводи.

Потом Елизавета Николаевна ушла в дом, Володя, немного помедлив, последовал за ней.

-Держи-ка…

Первый блин причитался ему – все его возражения, что он еще не проголодался, в расчет не брались. Еще было необходимо – так же, без разговоров, выпить кружку молока – тогда Елизавета Петровна довольно улыбалась и отпускала кивком головы.

Можно было снова выйти на улицу и заняться кроликами. А через полчаса, когда он снова вошел на кухню, там уже собрались все – и Олег и его дед – Антон Алексеевич.

-Поедешь сегодня с нами убирать сено? – спросил Олег.

Володя пожал плечами – предложение, конечно, заманчивое – но Олег с дедом возвращались обычно затемно, Елизавета Николаевна уже загоняла птицу в сарай к этому времени, а дело это было весьма хлопотное…

-Мы сегодня собираемся два раза съездить, - заметил Олег, так что – после обеда будешь дома, если хочешь.

Володя согласно кивнул.

За сеном поехали на тракторе с прицепом – до этого дня Олег с Антоном Алексеевичем только косили – поэтому обходились и без Володи и без прицепа. Сегодня, настало время перевозить сено домой. Миновав несколько километров по лесной дороге, трактор выехал на поле, устланное скошенной травой, после этого Антон Алексеевич свернул на едва приметную дорожку, и спустя четверть часа заглушил мотор.

-Приехали, - сообщил он Володе, - наша полоска.

Поначалу все было очень просто – сгребай и сгребай себе пряно пахнущую, засушенную траву в большие кучи. Когда стог получался достаточно большой, Антон Алексеевич подгонял трактор и они с Олегом закидывали сено в прицеп, а задача Володи заключалась в том, чтобы это сено как можно лучше примять. Трава была почти невесомой, от леса тянулись длинные тени, дувший от деревьев ветерок приносил напоминание о ночной прохладе. Ближе к полудню тени спрятались под сами деревья, ветерок исчез, зато нещадно палило солнце, а от вида сена (пусть и невесомого) Володе было плохо – стоило закрыть глаза – перед ними возникали неисчислимые потоки сена.

-Если устал, тут недалеко речка, - сказал Володе Антон Алексеевич.

-Я не устал, - хмуро возразил мальчишка.

Олег только улыбнулся. Он с трудом мог представить себе обстоятельства, при которых Володька признается, что устал.

-Ладно, еще один стог и все поедем домой, - заметил он.

Володя равнодушно пожал плечами, продолжая сгребать сено. Поэтому он и не заметил подошедших ребят, пока они не заговорили.

Ребят было четверо – двое мальчишек – чуть постарше его самого и две девчонки.

-А ваш внук на речку не пойдет? – спросила одна из них Антона Алексеевича.

Володя поднял голову и с удивлением узнал девчонку, которая сегодня утром бросила в него камень.

- Это его нужно спросить, - отозвался Антон Алексеевич, - может, пойдешь, за компанию? – Предложил он Володе. - Хоть и не устал.

-Пошли! – девчонка тут же взяла его за руку.

-Ладно.

Они почти сразу перешли на бег.

-Марин, ты себе жениха нашла? – с усмешкой поинтересовался мальчишка, бежавший впереди.

-А ты в глаз хочешь? – в тон ответила Марина.

-Не… - мальчишка весело улыбнулся и побежал быстрее.

Когда остальные ребята добежали до берега реки, он уже летел с тарзанки в воду. Ребята быстро скинули одежду и последовали его примеру.

Марина дернула Володю за руку:

-Только не обращай на Глеба внимания, он вечно задирается.

Мальчишка лишь пожал плечами:

-И не собирался. А ты камнями кидаешься зачем, тоже задираешься?

Марина смущенно поморщилась:

-Вообще я не хотела в тебя попасть.

-Ясно, - усмехнулся Володя.

-Сильно досталось?

-Да, - Володя снова усмехнулся, снимая футболку и шорты, - чуть не умер.

Он разбежался и прыгнул в воду.

Речка была мелкая – особо не поплаваешь и не поныряешь, зато вода в ней холодная – то, что нужно после нескольких часов на солнце.

Когда Володя выбрался на берег, Глеб с приятелем играли в карты. Маринка с другой девчонкой загорали на полотенцах.

-Будешь? – предложил Глеб, кивнув на карты.

Володя покачал головой – он собирался вернуться к сенокосу.

-А что так? Боишься продуть?

Володька очень хорошо знал этот взгляд – Глебу хотелось подраться. Правда, кое-что его останавливало. Он был старше, так что в победе было бы немного чести – поэтому он и придумывал, как бы прицепиться иначе – выиграть в карты был не такой плохой вариант. Вот только Володя не особенно любил карты – тем более с такой подоплекой.

-Я люблю шахматы, - заметил он, натягивая футболку.

-Неужели?

-Да.

-Ну… тогда выходи сегодня вечером, сыграем. На желание. Выйдешь?

-Выйду, - пообещал Володя и зашагал через поле.

Вскоре его догнала Марина.

-Если проиграешь – Глеб загадает пойти ночью в лес, - предупредила она.

-И все? – улыбнулся Володя.

-Все?! – возмутилась Марина. – Ты хоть раз был ночью в лесу?!

-Никогда! – засмеялся Володя. – А вообще я выиграть собираюсь. Мне что загадывать?

Марина пожала плечами.

-Что хочешь.

-Что-нибудь придумаю.

В училище тоже так играли, поэтому Володя располагал внушительным арсеналом желаний для проигравших, другое дело он вовсе не хотел Глеба цеплять – все эти «сходи в лес» и «спрыгни с крыши» не особо ему нравились.

Олег с дедом уже закинули последний стог в прицеп и собирались уезжать.

Володя рассказал о своем знакомстве с Глебом и о запланированной игре в шахматы.

-Мне же можно будет пойти? – спросил он Олега.

-Если хочешь – иди, - пожал плечами тот.

-Только не подеритесь, - предупредил Антон Алексеевич, - Глеб местных всех переколотил, а ты здесь новенький.

Володя пожал плечами:

-Думаю, не подеремся.