27 задание ЕГЭ по русскому языку может принести 25 баллов , а это почти половина из возможных! И сразу надо отметить, что сочинение в формате ЕГЭ принципиально отличается от декабрьского итогового сочинения!
Так что же оно собой представляет? Думаю, все наслышаны и даже немного напуганы - это СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ! 😉
Вам предстоит в сжатом объёме (от 150 слов) ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОЧИТАННЫЙ ТЕКСТ.
❗️ Да, это больше анализ текста по предложенному плану, чем сочинение в чистом виде.
С одной стороны, это хорошая новость. Есть готовый текст, и уж что-то всегда можно написать. С другой стороны, есть чёткие рамки - объём и структура работы.
Про объём мы уже знаем (от 150 слов), а вот на композиционных особенностях будущей работы следует остановиться более подробно.
План/структура сочинение
🔴 Вступление
Это начальная часть работы, которая может отсутствовать (её, кстати, и не оценивают). Но удачное вступление - это... как вешалка в театре. Помните? "Театр начинается с вешалки". Безусловно, краткое, но выразительное начало придаёт целостность всей работе. Вступление необходимо для того, чтобы подвести читателя к проблеме, о которой далее пойдёт речь.
Правда, эти пара-тройка предложений очень часто оказываются едва ли не самыми трудными для пишущего. Совет: не теряйте время, переходите к следующей части сочинения , которая, во-первых, быть должна, а во-вторых, написать её надо очень-очень хорошо! 😉
🔴 Проблема текста
Это костяк сочинения! Для написания данной части работы надо чётко понимать, что такое ПРОБЛЕМА. Думаю, на уроках неоднократно обращались к понятиям: "тема текста", "идея текста"---> она же "главная/основная мысль текста", "проблема текста".
Вспомним❗️
Тема - О ЧЁМ ТЕКСТ.
Тему всегда можно сформулировать кратко - словом или словосочетанием. Например, "ТЕКСТ О ДРУЖБЕ", "ТЕКСТ ОБ ИСКУССТВЕ", "ТЕКСТ О ВОЙНЕ".
Идея = основная мысль - ОТНОШЕНИЕ АВТОРА к изображаемому.
Верно определённая идея - это прямой путь к пониманию авторской позиции.
Условно говоря, идея - это то, ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР.
Проблема - ВОПРОС,
➖ который волнует автора,
➖️ над которым размышляет автор,
➖️ который требует решения.
Таких вопросов может быть несколько: 2 и даже 4. Важно выделить ЦЕНТРАЛЬНУЮ проблему и анализировать именно её. Обычно главную проблему найти достаточно просто, так как автор иллюстрирует её яркими и подчас объёмными примерами, неоднократно к ней возвращается, и именно по ней отчётливо заявлена авторская позиция. Но не расстраивайтесь, если все проблемы найти не удаётся, да и с центральной не всё гладко. 😉 Берите ту, которую смогли выявить, и над ней размышляйте. Только не забывайте, что к найденной проблеме понадобится подобрать 2 примера-иллюстрации из текста! И помните, ЧТО ИМЕННО ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЯЕТ ДАЛЬНЕЙШИЙ ХОД РАССУЖДЕНИЯ!
🔴 Комментарий к проблеме
Комментарий - это подтверждение того, что заявленная вами проблема действительно присутствует в тексте. При помощи комментария надо наглядно показать, КАК АВТОР РАСКРЫВАЕТ ПРОБЛЕМУ, как ведёт нас к её решению.
Кроме того, это самая объёмная часть вашей работы. Условно её можно разделить на 3 составляющие:
➖️первый пример-иллюстрация из текста по выбранной проблеме с пояснением (пояснение - это объяснение смысла представленного примера и его роли в тексте) ,
➖️второй пример (аналогично 👆),
➖️смысловая связь между примерами, а также её анализ.
Очевидно, что выявленная проблема и примеры-иллюстрации к ней должны иметь чёткую связь, иначе работа просто "развалится". Просто красивый фрагмент текста не подойдёт! 😉 Также следует понимать, что пересказ текста не является сочинением. Безусловно, элементы пересказа будут, цитатная привязка к тексту тоже. Но не более того! В основе работы - анализ!
СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ ,пожалуй, едва ли не самая трудная структурная единица сочинения. Важно не просто наобум взять 2 примера (замечательно, если это будут цитаты), а подобрать их так, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ СВЯЗАНЫ друг с другом! Эту смысловую связь надо выявить и проанализировать!
🔴 Позиция автора
Позиция автора - это его взгляд на поднятую в тексте проблему. Для пишущего это ответы на вопросы:
▪️для чего автор нам об этом рассказал?
▪️какое решение он предлагает?
▪️о чём мы должны задуматься после прочтения текста?
Если в тексте несколько проблем, то надо понимать, что вы озвучиваете позицию автора по той из них, что вы выявили и проанализировали. В противном случае пострадает логическая сторона вашего сочинения.
Данная часть работы одна из самых лаконичных - 1 или 2 предложения, поэтому и формулировать их надо максимально чётко. Не забывайте, что вы излагаете позицию АВТОРА. Не подменяйте её своей. 🙄 Никакие детали текста, факты, имена героев в этой части сочинения не упоминаются. Кратко!
🔴 Собственное отношение к позиции автора
Настало время выразить собственное отношение к позиции автора! 😉 Вы можете быть согласны или не согласны с автором. Главное - вы должны быть УБЕДИТЕЛЬНЫ! Кстати, нет необходимости в литературных аргументах, что некоторых радует, а кого-то пугает. В любом случае, ваше мнение должно быть внятно сформулировано и чётко обосновано.
🔴 Заключение
Не пытайтесь переформулировать вступление. 🙄😉 В заключении вы подводите итоги! Здесь можно написать о том, какое впечатление произвёл на вас текст; какой читательский и жизненный опыт вы приобрели. Допускаются призывы к решению проблемы, риторические вопросы и восклицания. Заключительная часть работы сама по себе не оценивается, но без неё можно лишиться балла за логику и последовательность изложения мыслей. 😉
Итак, подведём итоги.
Сочинение в формате ЕГЭ - это своеобразная проверка вашего умения понимать и анализировать прочитанное.
Оно строго структурировано!
Вступление (может отсутствовать) ➡️ формулировка проблемы ➡️ комментарий к проблеме (2 примера-иллюстрации и смысловая связь между ними) ➡️ позиция автора ➡️ согласие/несогласие с позицией автора + обоснование ➡️ вывод
В сочинении должно быть минимум 5 абзацев. Но комментарий (по желанию) можно разделить на 2 или 3 абзаца, чтобы он не казался слишком объёмным и тяжеловесным на фоне других частей сочинения. Верно написанный комментарий позволяет заработать сразу 5 баллов!
Не забывайте о том, что ваша работа должна быть индивидуальной, даже по-своему уникальной, поэтому не стремитесь зазубривать клише для написания.
Удачи❗