Найти тему
back to ryazan

Back to 1985

Лето - время, когда в Рязани исчезают деревянные дома. Я не ожидала от очередного лета в Рязани приятных сюрпризов, но в 2021 нам открылись панно 1985 года в подземном переходе у Барса, сделанные по случаю его открытия. На них в очень любопытной технике изображены достопримечательности Рязани. Туда можно ходить как на выставку. Я пошла сфотографировать и увидела, как кто-то недоумевает: «что здесь фоткать?», а кто-то присоединяется и вглядывается в плитку. В здания, памятники, силуэты, деревья и вангоговское небо.

Хочу выделить одно панно, потрясающее своим символизмом. На нём изображены деревянные домики на Щедрина на фоне высоток под надзором Циолковского. Но это не 60-е, это 80-е.

Космос открыт, мечты сбылись и высотки уже не сталинские. Очень смешанные чувства. Перед нами начало конца архитектурной целостности города.

На панно ломающие раз и навсегда силуэт города многоэтажки вырастают из туманной дымки на заднем плане. Ближе и отчётливее деревянные домики, а на переднем плане и вовсе кусочек дореволюционной брусчатки. Громадный Циолковский смотрит на следы от самолётов в небе – они на уровне его глаз. Это коллаж, где история и прогресс подчёркивают друг друга.

Пожалуй, сегодня остаётся актуальным всё, кроме дымки: теперь высотки вырастают прямо из старых домов. Самолёты летают, Циолковский стоит, сокрушается о своих утраченных домах. Кусочек брусчатки сохранён в показательных целях на площади Ленина. Щедрина с грехом пополам остаётся единственной деревянной улицей, куда не так стыдно водить туристов. Прогресс и история пошли разными путями.

Ощущения от находки –действительно как от открытия наскальных рисунков. Это не старинные картины, не древние камни. Но не сравнится с ними удивление от того, что такая обыденная вещь, как декор подземного перехода

1) существовала в Рязани,

2) не была уничтожена

3) таким уничтожающим всё и вся явлением, как ларьки.

Интересно, что изображено на панно, которые пока что за ларьками. Интересно, признают ли их состояние критическим, чтобы уничтожить, а потом сделать копию? Какие подобрать слова, чтобы объяснить, почему панно стоит и оставить, и отреставрировать, и сделать освещение, как в 1985? Или может Есенин и парочка других важных для сегодняшней Рязани символов с панно сделают это сами? Хотя бы так.

-2
-3
-4
-5