Найти тему
СКВОЗЬ ШУМЫ

Компакт-диски в СССР. Какие альбомы выпустили на модном носителе до распада страны?

Оглавление

В 1987 году на Московском опытном заводе фирма «Мелодия» (монополист звукозаписи в СССР) стала выпускать компакт-диски. Выпуск нового звукового формата в СССР стал возможен только спустя 5 лет после выпуска за границей первого коммерческого CD (как известно, это был альбом группы ABBA «The Visitors»).

Совсем малая часть населения 1/6 суши имела CD-проигрыватели (и так будет аж до середины 1990-х). А свою продвинутость перед Западом надо было как-то показывать. Там больше всего ценились записи классической музыки, а фирма «Мелодия» записывала классику отменно! Фирма имела с этого хороший доход в валюте, которая затем шла на покупку прав на выпуск записей зарубежной музыки.

На фирме «Мелодия» немногие исполнители удостоились чести быть выпущенными на советских компакт-дисках. Куда охотнее оказались конкуренты «Мелодии», появившиеся на фоне кооперативного движения.

Алиса — Шестой лесничий и Блок Ада (избранное) (1990)

-2

Про этот альбом так много информации, что пришлось писать отдельную статью (если интересно, переходите по ссылке).

По сути, группа «Алиса» является первой рок-группой, которая была выпущена на компакт-дисках фирмы «Мелодия». Почему именно Кинчев и компания? Тут несколько причин:

  • Группа была актуальной и энергичной (на фоне популярности хард-рока во всём мире);
  • Не менее актуальными тогда были «Кино» и «Наутилус Помпилиус». Но первая группа практически не контактировала с монополистом звукозаписи, а вторая записала для пластинки только один небольшой альбом. А вот в интеллектуальной собственности и фонотеке «Мелодии» были записи целых два альбома группы «Алиса» (записи Андрея Тропилло не считаются).
  • Группа «Алиса» записывалась в навороченной передвижной студии «Тонваген» (или MCI), которая была создана англичанами к Олимпиаде-80 и выкуплена «Мелодией».
Вопреки расхожему мнению, группа «Алиса» не считается первой советской рок-группой, которая была выпущена на компакт-дисках. Между собой пальму первенства делят группы «Кино», «Парк Горького» и Борис Гребенщиков, чьи альбомы были выпущены в США. И между ними затесались Сергей Курёхин и Сергей Летов: их CD-альбом был выпущен в Японии по лицензии фирмы «Мелодия».

Хотелось бы перескочить некоторые компакты популярной музыки от «Мелодии» и сразу перейти к частникам (а продукцию нашей любимой фирмы оставим для следующей статьи).

Александр Новиков — Вези меня извозчик (1991)

-3

Вы не поверите, но он и Михаил Звездинский оказались первыми исполнителями так называемого «русского шансона», выпущенными на компакт-дисках. Даже Шуфутинский и Токарев не смогли вовремя выпуститься на CD: в США, где они обитали, это тоже было довольно дорогим удовольствием.

Как мы помним, свердловский автор-исполнитель Александр Новиков прославился в 1984 году после выхода магнитоальбома «Вези меня извозчик». Тогда же его посадили по сфабрикованному делу, и после 6 лет отсидки вышел по амнистии. Сразу после выхода на свободу началась активная творческая деятельность: запись новых песен и гастроли по СССР.

В 1991 году было два не менее примечательных события в жизни Новикова: серия концертов в московском Театре Эстрады (причём, это первые его концерты в Москве) и выпуск первой виниловой пластинки. Александру предложили перезаписать избранные композиции из альбома «Вези меня извозчик».

Во многих домах перед распадом СССР оказалась пластинка Новикова, чего не скажешь про компакт. Видимо, фирмы «Орфей» и BSA подумали: «Гулять так гулять».

Любэ — Атас (1991)

-4

Уже как два года существовала группа «Любэ». Вовсю звучали «Атас» и «Не губите, мужики», ребята выступили на «Песне года» и «Рождественских встречах», Николай Расторгуев одел гимнастёрку (с подачи Аллы Пугачёвой). Пластинка всё запаздывала, и вот на прилавках музыкальных магазинах появилась обложка, стилизованная под эпизод Гражданской войны (и мёртвые с косами стоят). С тех пор группа будет регулярно эксплуатировать тему советского прошлого.

Пластинка с этим альбомом тоже была у многих. Не совсем понятно, почему за выпуск взялся именно Центр Стаса Намина, да ещё подсуетился с диском (наравне с «Бригадой С» и «Парком Горького»). Тут два варианта: Стас Намин часто чувствует выгоду или просто дело в хороших коммуникативных способностях Игоря Матвиенко.

Продолжение следует... Может быть вы вспомните какие-нибудь советские компакт-диски?