Особенно важны эти навыки для детей с особым развитием, у которых речь может появиться поздно, медленно развиваться, иметь различные дефекты и т.п.
Общение - это не только речь!
Работаем над социализацией и коммуникацией.
✅ Умение регулярно реагировать на собственное имя. Про осознание себя.
✅ Понимание того, что глазной контакт и/или тактильное воздействие являются формами обращения к другому человеку.
✅ Умение использовать указательный жест (для показа на желаемое, для выбора из нескольких альтернатив, для ответа на вопрос «Где?» или выполнения инструкции «Покажи»).
✅ Умение просить жестом или словом «дай».
✅ Умение соглашаться кивком или словом «да».
✅ Умение отказываться жестом или словом «нет», возможность прекратить нежелательное воздействие. В психологии этому навыку присвоили термин «ассертивность».
✅ Умение запросить помощь жестом или словом «помоги».
✅ Умение ждать. Адекватное реагирование на слова «нет» и «стоп». Про саморегуляцию.
✅ Умение затормозить собственное поведение. И снова про нее.
✅ Умение выражать вербально и/или с помощью жестов приветствие и прощание.
Список можно дополнить еще многими навыками, но я выделила вышеперечисленные, как базовые.
Именно с этих умений надо начинать коррекцию детей с аутизмом, умственной отсталостью, тяжелыми формами алалии и агнозии.
Они требуют минимального уровня понимания речи, могут реализоваться с помощью простых жестов, то есть доступны даже абсолютно не говорящему ребенку. При этом их освоение помогает малышу начать коммуницировать на доступном уровне, снижает социальную тревожность.
Частой причиной истерик и негативного поведения у неговорящих детей является невозможность сообщить о том, что им нужно. Поэтому формирование социально-коммуникативной базы как корректирует нежелательное поведение, так и профилактирует его. Вместо плача и криков ребенок использует жест.
Важное дополнение!
Даже если ребенок с РАС говорящий, отлично собирает сортеры, пазлы и т.п., это не всегда значит, что у него сформированы данные навыки. Адекватно понаблюдайте за ребенком в определенных ситуациях. Очень часто возникает мозаичная картина развития, когда база мб не построена, а более сложные формы поведения доступны. Тогда стоит вернуться на несколько шагов назад и дополнить умения ребенка.
Не забудьте поставить 🧡
Подписывайтесь на канал
#ребенок не говорит #аутизм #алалия #развиваем коммуникацию