Имя Лукреции Борджиа, с легкой руки Виктора Гюго, осталось в истории на века, как олицетворение блуда и жестокости.
Тогда как и пьеса знаменитого писателя, и множество других книг, а после и фильмы, в особенности, знаменитый сериал «Борджиа» - лишь приукрашенный пересказ сплетен того времени. Какой же на самом деле была незаконнорожденная дочь кардинала Родриго Борджиа, взошедшего на папский престол под именем Александра VI?
В XV веке католическая церковь снисходительно относилась к нарушению обета целомудрия духовными чинами. У кардинала Родриго Борджиа, будущего Папы Римского, было 8 детей, рожденных разными женщинами. Но трое, которых родила Ванноцца деи Каттанеи: Чезаре, Хуан и Лукреция, были его любимцами. Благодаря отцу, все они имели дворянские титулы и земельные наделы, а позже и хорошие должности при дворе.
Кардинал Родриго позаботился, чтобы все отпрыски семейства Борджиа получили прекрасное образование. В том числе и Лукреция, хотя в те времена обучение женщин не приветствовалось.
Лукреция, наделенная удивительной красотой и кротким нравом, изучала историю и алхимию, свободно говорила на трех языках, знала латынь и греческий, владела искусством риторики, прекрасно разбиралась в поэзии, музыке и живописи.
Кто-то и в этом умудрялся усмотреть нездоровую расположенность отца к дочери. Но давайте не будем забывать, что тема инцеста в эпоху Ренессанса была одной из самых любимых сплетен при дворе.
Тогда как истинная причина - трезвый расчет: красивая и образованная дочь становилась более ценным «товаром» для заключения дипломатических союзов.
И тому свидетельство - первые две помолвки 11-летней Лукреции с богатейшими аристократами Неаполя, которые, одна за другой, были расторгнуты, как только отец решил, что ему необходим политический союз с могущественным родом миланских герцогов.
Послушная дочь беспрекословно подчинилась. Так первым супругом Лукреции Борджиа стал один из племянников правителя Милана, 27-летний Джованни Сфорца. Девочке на тот момент едва исполнилось 13.
Уже через 4 года, когда семья Сфорца утратила свое влияние, высшие соображения потребовали от Папы Римского родственного союза с арагонской династией. И он решил аннулировать брак дочери. Повод долго искать не пришлось: Лукреция объявила о половом бессилии супруга, не сумевшего лишить ее девственности.
Джованни Сфорца, под давлением семьи, подписал позорный акт, а не консуммированный брак, по тем временам, был веским основанием для развода.
Самое время вспомнить еще одну байку о юной грешнице Лукреции, которая в 11 лет родила дочь от старшего брата и тут же была отправлена под венец с бедным арагонским дворянином доном Эстебаном.
А как же доказанная девственность, ставшая основанием для развода?
То, что произошло в следующие два года и стало основным источником сплетен о кровосмешении отца и дочери, брата и сестры (если не считать сплетен оскорбленного Джованни Сфорца).
После развода, Лукреция, поссорившись с отцом, удалилась в монастырь Святого Сикста, а вскоре поползли слухи о том, что она родила ребенка. Единственным мужчиной, с которым она виделась за все это время, был посыльный папского двора, Педро Кальдерон, каждый день привозивший ей письма от отца.
Если бы нашлось хоть одно доказательство этой постыдной связи, на жизни Лукреции, а значит, и на грандиозных планах Александра VI, можно было поставить крест. Ни один мужчина больше не взял бы Лукрецию в жены. А такого Папа Римский допустить не мог.
Одновременно с найденным в Тибре трупом Педро Кальдерона, были изданы две папские буллы. В первой говорилось, что новорожденный - сын Чезаре Борджиа и некой незамужней женщины. А во второй, тайной, отцом «римского ребенка» выступал сам Папа. Тайная булла была найдена в бумагах Лукреции после ее смерти.
А вскоре Лукреция ужа шла под венец с внебрачным сыном короля Неаполя, Альфонсо Арагонским. Этот брак тоже не был долгим. Присоединить Неаполь к римским владениям, как на то рассчитывал Папа, не удалось. А после женитьбы Чезаре Борджиа на Шарлотте д'Альбре, родственнице французского короля, нужда в дружбе с Неаполем и вовсе отпала.
Супруг Лукреции был объявлен изменником и задушен в собственной постели собственноручно Чезаре Борджиа. Убитая горем Лукреция, уехала в провинцию Рима, откуда изредка писала письма отцу и брату, подписывая их «безмерно несчастная». Но душевные переживания Лукреции не интересовали ни отца, ни брата. Они искали нового претендента, который бы полностью удовлетворял их политические амбиции.
Им оказался старший сын и наследник герцога Феррары, 24-летний Альфонсо I д’Эсте. Уже через два месяца после свадьбы, Лукреция написала отцу:
«Ваша Светлость, это самое большое сокровище, которое есть для меня в этом мире».
В этом браке Лукреция родила восьмерых детей. Много времени посвящала благотворительности, организовав фонд помощи беднякам и женский монастырь. Собрала при дворе и всячески поддерживала многих выдающихся деятелей искусства эпохи Возрождения. И все годы, прожитые в Ферраре, пользовалась неизменным уважением среди подданных.
Лукреция скончалась после сложных родов в возрасте 39 лет. Все свои деньги она завещала церквям и монастырям Феррары.
Но об этом предпочитают не вспоминать. Зато список смертельных грехов самой известной блудницы Ватикана пополняется до сих пор. При том, что ни одного исторического подтверждения этих фактов не существует.