Найти тему
Сильная вера.

Мы - язычники

Люди, вы боги, но вы забыли об этом.

Для многих людей естественно иметь разные мнения по таким сложным (или таким простым?) темам, как религия, духовность... (просто вспомните, сколько различных интерпретаций термина « Бог » появляется в воображении многих людей ). Но для того, чтобы понимание любой идеи максимально соответствовало ее интерпретации, необходимо иметь четкое представление о том, какой конкретный смысл вкладывают авторы в употребляемый ими термин. Не будем заниматься рассуждениями на тему познаваемости мира как такового или способности понять другого (не свое истолкование другого) и т. д. и т. п. и сразу перейдем к делу.

То есть язычество. Прежде чем дать положительное определение данному термину, дадим отрицательное определение , т. е. подчеркнем, чем, по нашему мнению, язычество не является (или, по крайней мере, чем оно себя не исчерпывает).

1) Прежде всего язычество – это не возврат к прошлому, хронологический возврат, а обновление мистической (и мифологической) связи с сакральным началом (на основе циклической концепции истории ), вечное возвращение к вневременной источник традиции, разрывающий «жалкую бесконечность» профанного времени, воссоединение человека с надындивидуальной сакральной мифологической реальностью (слияние с архетипом или принципом). Иными словами, язычество — это не возврат к человеческому прошлому, а союз с вечным божественным присутствием , которое изначально не было отделено от каждого из нас, но мы как бы забыли о неразрывной связи с ним (это в основном какая адвайта - он называет Веданту санскритским словом авидьято есть невежество). Все мы изначально язычники, люди традиции, во всех нас есть – Бог; мы тоже изначально являемся Им Самим ( аджам атма брахма ), но со временем мы «забыли» это.

2) Так что нельзя отождествлять язычество, изначальную целостную традицию, проистекающую из самой сути вещей[1], с целым рядом народных суеверий, вызванных невежеством и ограниченностью человеческого разума (а также онтологическим невежеством авидьи , отсутствие непосредственного познания своей истинной, божественной природы, а также сущности всего сущего). Можно сказать, что традиция проявляется в мире в зависимости от уровня сознания ее носителей. Поэтому человек, провозглашающий тождество целостной традиции с первобытным народным суеверием, лишь подтверждает «заморозку» своего сознания на определенном этапе развития. В самом деле, кто хулит Бога, тот хулит только свои ограниченные представления о Нем.

3) Нельзя согласиться с утверждением, что язычество есть продукт первобытного (в смысле первобытного) мышления. В наш железный (темный) век, эпоху величайшего отхода от золотого века, век торжества духа, все священные (духовные) ценности подвергаются чудовищному осквернению, извращению и деградации, все истинно традиционное объявляется «примитивным» и «первобытным», а полное вырождение считается эволюцией. Поэтому неудивительно, что сакральная древность преподносится современными «философами» (влюбленными в «мудрость нашей эпохи») как состояние глубочайшего варварства и дикости, а тут же современная «цивилизованная необузданность» выдается за пик развития. Но несмотря на все это :традиция не может быть уничтожена, она не может окончательно деградировать, потому что она приходит к нам не по горизонтали материи, а по вертикали духа. Другими словами, традиция с самого начала стоит выше человеческого заблуждения и потому не может быть им полностью поглощена. Быть язычником, человеком традиции можно в любое время, в любое время, в любых исторических (или любых иных) условиях, ибо связь с традицией обусловлена ​​не внешними факторами, а внутренними (т. что мы знаем о традиции).

4) Язычество не делит единую реальность на взаимно подавляющие противоположности. Да, он знает деление на «сакральное» и «профанное», но это деление не онтологического, не сущностного, а относится к сфере ограниченного человеческого восприятия. Сам мир не делится на «правых» и «левых», «добрых» и «злых», «верхних» и «нижних». Эти разделения стоят при рождении окутанного невежеством восприятия, отделяющего человека от мира, мир от Бога, Бога от истинной сущности человека и всего сущего ; т. е. такое восприятие, которое оценивает мир исключительно с позиции своего обусловленного « я » ( эго ). Основы мира – это не два противоречащих друг другу источника , а единое божественное начало , проявляющееся через эти источники [2].

5) Проявления язычества в мире всегда национальны, хотя язычество как таковое , как принцип , не ограничивается какой-либо национальной идеей. Язычество — это естественное, изначальное, основное благочестие человека — никогда не может быть полностью поглощено национальным своеобразием и ограниченностью какой-либо нации. Конечно, разные народы и расы по-разному воплощают принципы интегральной традиции в своих национальных культурах, но язычникам разных национальностей все же гораздо легче будет найти общий язык, чем последователям различных «мировых религий» (основанных не столько на исходном единой традиции , как на частных мнениях их основателей). Поэтому не случайно первоначальный языческий мир не знал «религиозных войн»; их возглавляли и до сих пор возглавляют приверженцы монотеистических религий.

6) Язычество не отделяет творца от сотворенного непреодолимой пропастью, оно понимает мир не как «сотворенный из ничего», а как проявление божественного [3] . Другими словами, язычество утверждает идею не креационизма, а проявления ; не сотворение мира Богом, а проявление Бога через мир (при этом Бог не отождествляется с миром или ничем им не ограничивается, хотя истинная сущность всего, в том числе и человека, признается безоговорочно божественным). Поэтому в язычестве человек не является «рабом Божиим» [4]. Человек — это часть самого Бога, часть, идентичная Целому в своем потенциале — тат твам асиэто (Брахма) есть вы (Атма ).

7) Язычество в своей глубинной сущности отменяет всякое противоречие между монотеизмом и политеизмом, так как устанавливает идею единого начала, проявляющегося через множественность. Таким образом, все языческие боги являются поистине олицетворениями разных аспектов единого начала , препятствующего возвращению мира в состояние первозданного хаоса, которое было бы неизбежным, если бы миром правило множество по сути отдельных личностных богов. Много можно сказать о различных аспектах целостной традиции, охватывающей все без исключения в сфере бытия; некоторые мыслители (теряя связь с традицией) ошибочно отождествляют эти аспекты с целым в целом, т. е. абсолютизируют некоторые частные формы традиции. То есть все перечисленное выше не чуждо традиции, а в лучшем случае это лишь "неполный список" подразделовчего - то качественно более сложного, чем все перечисленные частные точки зрения, упрощающие (и тем самым парадоксальным образом затемняющие) реальное — божественно естественное — положение дел. Отсюда, кстати, и огромная снисходительность язычества к своим критикам , ибо их взгляды не противоречат традиции, а представляют собой лишь частные взгляды, через которые тот или иной наблюдатель видит те или иные части традиции. Как известно, каждая позиция ограничена определенным углом зрения и изображает не саму совокупность, а частичный ее вид с точки зрения зрителя. Но настоящая аутентичная традиция включает в себя все .

Итак, пришло время дать положительное определение язычества. Язычество есть основная надконфессиональная форма всякого религиозного опыта, форма, вытекающая не из ограниченности сознания какого-либо отдельного человека, а из самой сущности действительности, из природной способности упорствовать в божественном, свойственной всему тому, что является. Поэтому любая религиозно-мистическая традиция представляет собой не что-то обособленное и независимо существующее, а одну из форм проявления единой вечной традиции (санскр . сатья санатана дхарма — истинная вечная дхарма ).

Как выражение природной изначальной религиозности, язычество не может иметь одних и тех же догматов для всех и пользоваться одинаковыми формами, которым были бы вынуждены следовать все без исключения язычники, несмотря на явные различия в уровнях мышления.

Язычество, как единая вечная традиция, проявляет себя в различных формах в различных исторических, расовых, этнических, географических (и т. д. и т. п.) условиях, оставаясь при этом всеобъемлющей и неизменной традицией по своей сути , поскольку распространяется по горизонту обусловленного человеческое же сознание, оно берет свое начало из вертикали самого откровения Духа.