Мануэль Пуиг (1932-1990) – аргентинский писатель со скандальной репутацией из-за приверженности к гомосексуальной тематике. Его наиболее известный роман «Поцелуй женщины-паука» был написан в 1976 году, а впервые переведён на русский язык в 2003 году.
Роман получился настолько многоплановым, что трудно определить аудиторию, на которую он был направлен.
Сюжет таков: в тюрьме в одной камере сидят два человека – Молина и Валентин. Молина – за совращение несовершеннолетнего (он гомосексуалист), Валентин – политический противник режима. По ходу действия выясняется, что Молину подсадили в камеру к Валентину с целью выведать у того имена, явки, пароли сподвижников. Но заключённые (хотела написать «мужчины», но Молина считает и называет себя женщиной) сначала подружились, а потом и вовсе сблизились, что закончилось для обоих фатально.
В чём же многоплановость?
Во-первых, политическая линия, которую я обрисовала вкратце. То есть, роман о политической борьбе в Латинской Америке.
Во-вторых, Молина на протяжении всего повествования рассказывает Валентину виденные им фильмы, как реально существующие (о женщинах-пантерах и женщинах-зомби), так и выдуманные автором (в том числе выдуманный фильм с явной апологетикой идей Гитлера). Причём рассказывает очень подробно, примерно четверть текста – это пересказ фильмов. Объясняю это тем, что сам Пуиг - фанат американского кино, сам работал в киноиндустрии и писал сценарии.
В-третьих, в самых неожиданных местах текста стоит знак сноски (хотя по смыслу там объяснять нечего), под которым очень мелким шрифтом расположены очень большие куски текста о происхождении гомосексуальности научного и псевдонаучного характера – тут и Фрейд, и другие исследователи, в том числе и выдуманные, то есть идеи самого Пуига. Это практически книга в книге, если набрать обычным шрифтом, то, наверное, получится ещё одна четверть, если не треть текста. Пропагандой однополых отношения я бы это не назвала, но явное моральное одобрение чувствуется.
И если куски с пересказом фильмов как-то вписываются в текст (сидят люди в одной камере, надо же как-то скрашивать долгие дни), то тема гомосексуальности тут явно лишняя, и это, на мой взгляд, сильно книге навредило, поскольку часть читателей сразу отпадёт. Кстати, маркировки 18+ на книге нет, хотя там имеются описания гомосексуальных актов с положительной эмоциональной оценкой.
В-четвёртых, несмотря на практически полное отсутствие авторского текста (речь почти всё время, за исключением заключительных сцен, идёт попеременно то от одного героя, то от другого, такой постоянный диалог), в тексте присутствует психология. Мы видим, как оба героя, общаясь друг с другом, понемногу меняются: несгибаемый Валентин становится более чувствительным, более эмоциональным, а нежный и ранимый Молина в конце концов приобретает твёрдость характера.
Я не могу сказать, что книга мне понравилась, и рекомендовать её к прочтению я бы не стала.
#литература_аргентины
#Пуиг_мануэль