Найти в Дзене

Какой сотрудник нужен компаниям будущего? Продолжение.

Оглавление

Гибкость – это сложный навык заблаговременного принятия, что твой выбор не идеален, что будут ошибки, что нет стабильного состояния и принятое решение точно нужно будет менять через какое-то время.

В прошлый раз я написал про стратегическое мышление и эмоциональный интеллект – обязательные управленческие навыки, которые будут полезны любому сотруднику.

В этот раз будем смотреть на сотрудников с колокольни управленца. Начнём.

С одной стороны, мы нанимаем на работу людей, а не средства производства или инструменты. Но вспомним принцип методологии Jobs to be done (работа, которая должна быть сделана) и сразу становится понятно, что мы нанимаем людей, которые будут работать этими самыми инструментами.

- кто-то будет использовать физические молоток и зубило,
- кто-то мозги и листок бумаги,
- кто-то свои золотые руки.

Мы берём сотрудников, чтобы они максимально быстро и максимально дёшево достигли нужного нам результата.

Если раньше решением было найти максимально дешёвого сотрудника, который сделает нужную работу. То сейчас мы оцениваем не только стоимость труда внутри продукта, но и дополнительные внешние накладные расходы на поддержание стабильности и качества результата, а также, что очень важно, - скорость достижения результата.

Поэтому необходимо внедрять в производственные процессы сотрудников с предпринимательскими компетенциями, которые будут перенимать на себя не только функции управленца локальными процессами, но и функции создания и проверки гипотез новых продуктов или путей развития компании.

Конечно, стандартизация останется: в коровьем молоке мы хотим постоянства вкуса, и я всегда буду покупать молоко производителя П и избегать бренд Д. Останутся и шаблонные операции, для которых нужны стабильно и однообразно работающие сотрудники. Но такую работу и производство можно максимально автоматизировать и в будущем изъять человека из процесса.

А вот способность думать и видеть на автоматизацию не поставишь. Можно помочь, но заменить – не получится.

Поэтому следующий важный для меня скилл в сотруднике, предпринимателе, да и в любом собеседнике:

Нестандартное мышление

Не люблю заезженную фразу «креативное мышление», но сейчас именно про него.

Нестандартное мышление – это в первую очередь про способность работать с текущей задачей «с нуля», со свежим взглядом и без привязки к уже решённым подобным задачам. Стандарты, регламенты и шаблонные решения всегда можно подключить, а вот решить проблему уткнувшись в неё может не каждый.

Ещё сложнее, когда ты идёшь по совершенно неизведанному пути или пытаешься достичь результата, на который старые модели управления или производства не работают.

В обоих случаях сотрудник и управленец должен быть готов экспериментировать – формулировать и запускать проверки гипотез, обрабатывать результаты и искать новые идеи.

Стандартное мышление стоит компании сильно дороже:

У моего сотрудника возникла проблема с разработкой одной фичи. Он потратил почти неделю в попытке реализовать ТЗ. Хорошо, что я вовремя вытянул из него причину торможения в разработке. После этого мне хватило 1 часа, чтобы пересобрать алгоритм и получить нужную фичу на базе стандартных функций ещё через пару часов.

Моё требование к сотруднику-разработчику – он должен быть действительно разработчиком, а не кодером, который может исключительно скрупулёзно превратить очень подробное ТЗ в код.

Идем к следующему пункту:

Гибкость и способность подстраиваться под изменения

Гибкость компаний растёт через понимание руководителями, что на самом деле главное, а что второстепенное. Пандемия и опыт последних лет показали:

  • что сотрудник в офисе нужен далеко не всегда,
  • что общение онлайн не сильно проигрывает живому общению,
  • что иногда надо днём спать на работе,
  • люди играют в игры и в играх способны воспринять значительно больше опыта и т.д.

То есть достичь нужного результата можно разными путями. Но на самом деле, гибкость значительно шире. Смотрите, с одной стороны:

  • Человек не может быстро и эффективно достигать цели без продуманного пути к ней.

С другой:

  • Невозможно досконально продумать то, что не знаешь, и там, где у тебя нет опыта. Пойди туда, не уверен куда, принеси то, но, может, и другое.

Как решает эту дилемму классическая система управления процессами? Она предлагает стратегическое планирование:

  • · вам надо выбрать цель,
  • · декомпозировать путь до неё,
  • · описать шаги и возможные проблемы…

Требует серьёзного обучения, больших инвестиций и совершенно не убирает риски ошибки.

Однако, сотрудник, особенно новый, может просто не обладать соответствующими знаниями, а идти к цели надо, и идти надо уже сейчас, а не через пару лет.

Что делать сотруднику?

  • двигаться в направлении цели маленькими шагами и постоянно корректировать своё движение,
  • постоянно мониторить результаты и пространство на своём пути,
  • двигаться в направлении цели маленькими шагами и постоянно корректировать своё движение,

Это и есть гибкость. Это сложный навык заблаговременного принятия, что твой выбор не идеален, что будут ошибки, что нет стабильного состояния и принятое решение точно нужно будет менять через какое-то время.

Если сотрудник это понимает и использует – ему нет цены!

Осталось рассказать про:

- способность обучаться
- командную работу и
- управление временем и задачами

Но это в следующий раз.