Найти тему

Речевая готовность к школе. Что за навык? Разбираемся

Оглавление

Какие компоненты речи должны быть сформированы на должном уровне у первоклассника?

Словарный запас

У ребёнка должен быть достаточный словарный запас.

Важно развивать его дальше. В этом поможет врожденное любопытство ребёнка к новым словам и привычка узнавать и уточнять их значение.

Слова должны быть не только из предметного мира (мебель, овощи, фрукты, животные и т. д.), но и отвлеченные. Поэтому вполне можно задавать вопросы: какие ты знаешь эмоции, явления природы, дни недели?

Детям в этом возрасте нравится угадывать, понимать, показывать свою сообразительность и указывать на ошибки взрослых.

Хороши для этого возраста игры типа «Живое — неживое», «Съедобное — несъедобное», «Правда или ложь?», «За и против», «Крокодил», «Кто я?». Это игры, в которых нужно либо что-то доказывать словами, либо объяснять, учиться задавать правильные вопросы.

Умение выразить свои мысли

Помимо хорошего словарного запаса, ребёнок должен овладеть грамматическим строем речи, согласовывать слова между собой в роде, числе и падеже, уметь правильно употреблять числительные с существительными, иметь хотя бы небольшое представление о словообразовании и также иметь к этому любопытство. Уметь разбирать сложные слова на части и объяснять происхождение слов типа «пароход», «самокат», «синеглазый», «гладкошерстный» и т. д.

Умение строить вопросы.

Умение произносить и различать звуки

Со стороны звукопроизношения желательно к шести годам довести речь до нормы.

Задайте себе вопрос, всё ли в порядке с распознаванием и классификацией звуков на звонкие и глухие, твердые и мягкие, согласные и гласные.

Если для вас это сложно, то обязательно сходите на консультацию к логопеду.

На дворе август.

Кто-то ведёт ребёнка в первый класс в этом году. А кто-то готовится только в следующем.

Нравится мне пословица «Готовь сани летом». Поэтому обращаюсь к родителям: «Если ваш ребёнок идёт в школу в следующем году (сентябрь 2023), то вам нужно заранее подготовиться.

Проверьте себя!

Что должен уметь ребёнок 6 лет (уровень речевого развития)

1.Составить рассказ по серии картинок, предварительно без помощи взрослых разложить картинки в правильном порядке (в логической последовательности)

2. Запоминать и воспроизводить предложение из 7-9 слов без искажения его последовательности.

3. Пересказать небольшой текст и ответить на вопросы по его содержанию.

4. Подбирать слова из заданной категории слов (транспорт, профессии, города, страны, деревья, цветы).

5. Уметь согласовывать по смыслу и грамматически слова разных чстей речи. Например, к признаку добавить подходящий предмет ( зелёный – лук, салат, свитер, автомобиль, пенал и др.)

6. Подбирать слова на заданный звук (от 5 слов и выше) или на заданный слог (ко...("-рова«, «-за», «-пыто» и т. д.).

7. Собирать слова из звуков и слогов, а также называть по очереди звуки в словах и знать их место в слове.

8. Различать на слух звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.

9. Произносить скороговорки и чистоговорки с разной скоростью, не ошибаясь

Если вы заметили, что у ребёнка в 6 лет сохраняются ошибки использования звуков, перестановки слогов, ему трудно различать похожие звуки, он не умеет подбирать слова на звук, то ему нужна интенсивная работа с логопедом во избежание трудностей в обучении чтению и письму.

С вами была Мальвина Карловна!

Подписывайтесь, у меня много интересного!

Не забудьте поставить лайк, это очень помогает каналу в продвижении!