Какие компоненты речи должны быть сформированы на должном уровне у первоклассника?
Словарный запас
У ребёнка должен быть достаточный словарный запас.
Важно развивать его дальше. В этом поможет врожденное любопытство ребёнка к новым словам и привычка узнавать и уточнять их значение.
Слова должны быть не только из предметного мира (мебель, овощи, фрукты, животные и т. д.), но и отвлеченные. Поэтому вполне можно задавать вопросы: какие ты знаешь эмоции, явления природы, дни недели?
Детям в этом возрасте нравится угадывать, понимать, показывать свою сообразительность и указывать на ошибки взрослых.
Хороши для этого возраста игры типа «Живое — неживое», «Съедобное — несъедобное», «Правда или ложь?», «За и против», «Крокодил», «Кто я?». Это игры, в которых нужно либо что-то доказывать словами, либо объяснять, учиться задавать правильные вопросы.
Умение выразить свои мысли
Помимо хорошего словарного запаса, ребёнок должен овладеть грамматическим строем речи, согласовывать слова между собой в роде, числе и падеже, уметь правильно употреблять числительные с существительными, иметь хотя бы небольшое представление о словообразовании и также иметь к этому любопытство. Уметь разбирать сложные слова на части и объяснять происхождение слов типа «пароход», «самокат», «синеглазый», «гладкошерстный» и т. д.
Умение строить вопросы.
Умение произносить и различать звуки
Со стороны звукопроизношения желательно к шести годам довести речь до нормы.
Задайте себе вопрос, всё ли в порядке с распознаванием и классификацией звуков на звонкие и глухие, твердые и мягкие, согласные и гласные.
Если для вас это сложно, то обязательно сходите на консультацию к логопеду.
На дворе август.
Кто-то ведёт ребёнка в первый класс в этом году. А кто-то готовится только в следующем.
Нравится мне пословица «Готовь сани летом». Поэтому обращаюсь к родителям: «Если ваш ребёнок идёт в школу в следующем году (сентябрь 2023), то вам нужно заранее подготовиться.
Проверьте себя!
Что должен уметь ребёнок 6 лет (уровень речевого развития)
1.Составить рассказ по серии картинок, предварительно без помощи взрослых разложить картинки в правильном порядке (в логической последовательности)
2. Запоминать и воспроизводить предложение из 7-9 слов без искажения его последовательности.
3. Пересказать небольшой текст и ответить на вопросы по его содержанию.
4. Подбирать слова из заданной категории слов (транспорт, профессии, города, страны, деревья, цветы).
5. Уметь согласовывать по смыслу и грамматически слова разных чстей речи. Например, к признаку добавить подходящий предмет ( зелёный – лук, салат, свитер, автомобиль, пенал и др.)
6. Подбирать слова на заданный звук (от 5 слов и выше) или на заданный слог (ко...("-рова«, «-за», «-пыто» и т. д.).
7. Собирать слова из звуков и слогов, а также называть по очереди звуки в словах и знать их место в слове.
8. Различать на слух звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.
9. Произносить скороговорки и чистоговорки с разной скоростью, не ошибаясь
Если вы заметили, что у ребёнка в 6 лет сохраняются ошибки использования звуков, перестановки слогов, ему трудно различать похожие звуки, он не умеет подбирать слова на звук, то ему нужна интенсивная работа с логопедом во избежание трудностей в обучении чтению и письму.
С вами была Мальвина Карловна!
Подписывайтесь, у меня много интересного!
Не забудьте поставить лайк, это очень помогает каналу в продвижении!