В первую голову — здесь не буду перебирать все те фантазмы о Петре Первом, коими полон интернет. А то начнёшь, так и не остановишься (де-подменён, а потом украл-де сколько там тысяч лет у кого-то, побрив не тех, кого надо; ну, и прочую муть...)
Мне, как журналисту, много лет работавшему и в журнале, и на телевидении, всегда было ясно кто (из-за бугра) продвигал в контролируемых ими СМИ — всех тех болезненных персонажей, кто на идее опорочивания Петра I был зациклен, — как-нибудь при случае расскажу и о сём.
Здесь же я хотел рассказать о том, как я сам отношусь к сей ключевой фигуре нашей истории. И почему считаю, важным сохранить и в нашей культуре, и в национальном сознании — положительный образ создателя Российской империи...
* * *
Прежде всего ответим на поставленный в заголовке вопрос: а как к Петру Первому относился народ? Каким царь Пётр остался в народной памяти? За сим, безусловно следует обратиться к русскому фольклору.
Заметим, не так много царей наш фольклор (т.е. былины, сказки) вообще помнит... Их легко перечислить: Владимир Красно Солнышко, Иван Грозный и, наконец, Пётр Первый. И, заметим, народные образы сих правителей Руси — сильно отличаются как от церковных легенд, так и на основанной на них поздней историографии.
Так князь Владимир Красно Солнышко в былинах, — вовсе не креститель и, не святой. Образ его сложен, он может быть и грозен, и милостив (скажем, может заточить Илью Муромца, а потом и простить), но в целом его образ — положителен. Князь, как князь, — на своём месте сидит, княжеские дела вершит...
Иван Грозный в русских сказках — тоже вполне положительный персонаж. Он защищает простых крестьян от гнёта бояр, крепит государство и ширит его границы... Опричнину народ не запомнил (и простил).
Но больше всего сказок сохранилось о царе Петре Первом. Это по сути отдельный жанр: "солдатские сказки". При Союзе "Русские солдатские сказки" о царе Петре Первом выходили отдельными изданиями в отличных пересказах А. Нечаева и М. Михайлова, с чудесными, классическими иллюстрациями В.В. Перцова. Это была одна из моих любимых книг в детстве.
Кстати... Ой, не простые это сказки... Многослойные... Есть в них и образ бесшабашного в бою, строгого и мудрого царя Петра, коему помогает, и коего подкалывает находчивый солдат...
В этих сказках царь Пётр переодетым отправляется на приключения, и чтобы узнать как и чем живёт народ... И сим напоминает калифа Гарун аль Рашида из "Тысячи и одной ночи"... Тут сразу становится ясно, что ряд сюжетов обе традиции заимствовали из общего "арийского" источника первых веков нашей эры...
Особо примечательна сказка: "Чья одежда лучше?" В ней царь Пётр, просто так, по щелчку пальцев, будто так и положено от века, повелевает (передавая депеши) и Ясным Солнцем, и боярином Морозом, дабы разрешить спор, чья форма лучше защищает: генеральская, адмиральская или солдатская. Древнее божество да и только!
И, кстати, нашло отражение в солдатских сказках и отношение царя Петра к церкви, кое народ всецело разделял. Церковь и монастыри в сказках высмеиваются, как скопище недалёких и жирующих на дармовщинку лодырей. От них-де никакой пользы в стране, где все работают не покладая рук, а посему их, по мнению царя, следует отправлять на самые тяжёлые работы.
И это, конечно, память о том, что царь Пётр Первый, в самом деле умерил аппетиты церкви, колокола переливал на пушки, забирал у монастырей угодья, отнял и патриаршество. Отсюда, понятное дело, и лютая ненависть к царю со стороны обскурантов и сект, отсюда и образ царя-Антихриста, навязанный тогда наиболее отсталым слоям общества.
Что же касается "иностранщины", воен-спецов "из немчин" и проч., то в сказках и тут царь Пётр на стороне народа. Они как бы и необходимы, потому как спецы, но чуть что не так — царь на место такого "немца" ставит сообразительного русского... Так что при царе Петре вопросы крови, происхождения и родовитости стали второстепенны, — главное стало служение России...
* * *
Так что, народ явно признал в царе Петре — идеального царя-батюшку. Даже более того — царя Спасителя.
И в самом деле он в народном сознании явно встал на место царя-Спаса, древнего князя Руси — Буса Белояра. И зачастую сказки о царе Петре — суть переиначенные древние сказы и притчи о Бусе.
Сравним! В традиции первый признак явления князя-Спаса — это его рождение, предвещенное небом. Волхвы находили место Рождества Спаса, вычислив его по звёздам. Так было найдено место Рождества Христа, согласно Евангелиям. Также по явлению кометы был признан Спасом и княжич Бус Белояр, согласно "Боянову гимну"...
И точно так по звезде "близ Марса явившейся" рождение царя Петра было предсказано в 1671 году Симеоном Полоцким, придворным астрологом царя Алексея Михайловича, ведь тот каждый свой шаг сверял со звёздами. Согласно рассказу "«Сказании о зачатии и рождении государя-императора Петра", Симеон составил гороскоп зачатия будущему царю на следующий день после того, как царь Алексей Михайлович входил к государыне Наталье Нарышкиной...
Изучив сей гороскоп, астролог предсказал царю и пол ребенка, и точный день его рождения (30 мая), и даже будущую его судьбу и кончину (около 50 лет). На удивление, многое сбылось и довольно точно. Ну, кроме того, что Пётр I, по гороскопу Симеона, должен также был вернуть христианам Константинополь (правда, тут была оговорка — сие должно было произойти, если он родится на три часа позже и оттого проживёт на двадцать лет долее)...
Ну и далее сравним деяния Буса Белояра и царя Петра... И тот, и другой воевали и побеждали и на севере, и на юге страны, и даже в одних и тех же местах (на Балтике и на Азове). И тот и другой реформировали календарь (на Этокском памятнике Бусу как раз и изображён календарь). Также провели реформу письма (на стене Софии Великой есть граффити с Бусом Белояром и ранним греко-славянским алфавитом)... При Бусе расцветали и ранние школы, а Пётр I ввёл у нас современное образование. И тот и другой повернули историю Руси-России, возвысили нашу страну, то есть открыли нам путь в будущее...
По сути и князь Бус Белояр, и царь Пётр — краеугольные камни нашей истории. Те, кто предавали забвению имя Буса Белояра (это им почти удалось), отняли у нас тысячелетие нашей ранней истории.
Этим же занимаются и те, кто порочит имя императора Петра Первого. Им нужна отсталая Московская Русь в границах 16 века (без Балтики, Чёрного моря, а лучше ещё и Сибири), и это нужно понимать и сему нужно противостоять...
Мне же сердце греют и образы Петра Первого из старых солдатских сказок, и поэма "Полтава" А.С. Пушкина, и образ Петра Первого из романа Алексея Толстого и замечательные советские фильмы о Петре... Это образ культурно значим для нашей страны... А кто там против?..
* * *
#пётр первый #бус белояр #русское язычество #альтернативная история #славянские мифы
Подписывайтесь также на резервные каналы.
В Ютубе: www.youtube.com/...rng В Rutube тоже начал давать видео
Во Вконтакте https://vk.com/id197571089 Телеграме t.me/AsovAlex:
* * *
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries
Заказать книги Александра Асова можно в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".
.