Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ ИАКОВА (ч.22): ИСТИННО МУДРЫЙ УЧИТЕЛЬ

Этот раздел третьей главы книги Иакова лучше всего рассматривать как продолжение темы, поднятой в ст. 1 — о влиянии и использовании языка. Упомянув в первом стихе учителей, Иаков сделал некоторое отступление в сторону более конкретной проблемы о влиянии языка и зле. В ст. 13 он возвращается к теме ст. 1 (учителя). Противопоставив небесную и земную мудрость, он показывает губительность грехов языка немудрого учителя и красоту праведного плода истинно мудрого учителя. Существуют многочисленные свидетельства того, что понятия «мудрец» и «учитель» равнозначны. Истинно мудрый учитель будет иметь свой плод в мире и праведности, который ведёт к пониманию, но не к разделениям, зависти и худым делам. Это наставление для каждого, кто учит или проповедует Божье слово, чтобы задуматься над ним и сохранить в своём сердце. Такой человек должен спросить себя, указывает ли плод его служения на то, что его мудрость свыше или снизу. Он может быть уверен, что если за его трудом следуют распри, сварливость и разделения, то «мудрость свыше» не является её источником.

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на деле добрым поведением с мудрой кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, нисходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:13-18).

Стих 13. Словосочетание «мудр и разумен» впервые встречается во Втор. 1:13, где идёт речь о критериях выбора судей. Слово «мудрец» часто использовалось по отношению к учёным мужам, таким как философы и учителя (Рим. 1:14, 22; 1 Кор. 1:19, 26; 3:20). В Новом Завете оно используется для названия иудейских учителей (Мф. 11:25; Лк. 10:21), а также Иисус называл им учителей, которых Он пошлёт в мир (Мф. 23:34). Значение, которое вкладывал в это слово Иисус в указанном отрывке, то же самое, которое использует здесь Иаков.

При этом не следует думать, что Иаков считает мудрость прерогативой исключительно учителей, просто, как правило, именно учителя были известны большими знаниями и опытом по сравнению с обычными людьми. Суть сказанного им в том, что поскольку такой человек считается мудрым, он должен доказать это своим поведением. Слово, переведённое как «разумный», означает «опытный» или «учёный» (срав. Евр. 5:14). Иаков говорит о том, что репутация христианских учителей как мудрых и опытных людей, должна подтверждаться на практике их делами и плодами их влияния.

Глагол «докажи» (как в 2:18 и Деян. 10:28) означает «покажи» или «продемонстрируй». Дерево познаётся по его плодам — принцип, который Иаков изложил в предыдущих стихах.

«Поведение» — это «образ жизни» (дословно повороты и «изгибы» в жизни человека). То же самое значение имеет латинское слово conversatio, от которого произошло современное английское слово с значением «разговор». В староанглийском языке оно означало «поведение», но со временем стало применяться только в контексте речи (также см. 1 Пет. 2:15 и Гал. 1:13). Слово, переведённое как «доброе», означает «превосходное», «достойное», «прекрасное или идеальное» поведение. Это то, что ожидается от всех христиан. Основной смысл этого стиха в том, что поведение человека должно отражать настоящую праведность.

«Пусть он своей достойной жизнью покажет, что его дела совершены с кротостью, которую даёт мудрость» (Международное Библейское Общество). Если дела такого учителя праведны (дальше Иаков скажет об этом подробнее), то их будет отличать кротость, а эта кротость уже будет свидетельствовать о мудрости. Недостаток кротости является показателем недостатка мудрости.

В контексте нравственного поведения «кротость» означает «мягкость», «смирение», «учтивость» и «уважение к другим»; она противоположна грубости, эгоизму, нежеланию считаться с другими и идти на уступки. Обратите внимание, как Иаков развивает тему праведного поведения в ст. 17. В Новом Завете об этом можно также прочитать 1 Кор. 4:21; 2 Кор. 10:1; Тит. 3:2; Гал. 6:1 и 2 Тим. 2:25.

О слове «мудрость» смотрите комментарии к 1:5. Здесь в отличие от Ветхого Завета оно используется в значении практической рассудительности или здравого смысла перед лицом жизненных волнений и обязательств, особенно тех обязательств, которые вытекают из послушания учению Божьего слова. Понятие кротости часто идёт вместе с понятием учения в Ветхом Завете: Пс. 24:9. Мудрые не только знают, как принимать наставления (Прит. 12:15), но мудрый учитель также познаётся тем, какой совет или утешение он даёт и как его даёт (Прит. 11:14; 17:28; 29:9).

Стих 14. Тот человек, чьё поведение обнаруживает зависть и сварливость, показывает, что у него нет мудрости. Обратите внимание, что Иаков рассматривает зависть и сварливость как противоположные мудрости по самой их природе. Мудрый человек никогда не принесёт подобные плоды.

В греческом языке слово, переведённое как «зависть», имело нейтральную окраску и использовалось как в положительном смысле рвения или усердия (2 Кор. 7:7; 11:2), так и в отрицательном, означая зависть или ревность (как в 1 Кор. 3:3; 2 Кор. 12:20; Гал. 5:20). Определение «горькая» и сочетание со «сварливостью» (ст. 14 и 16) показывают, что Иаков использует его здесь в отрицательном значении. Прилагательное, переведённое как «горькая», означает «резкая», «грубая» и указывает на гнев или враждебность, присущие такой зависти. Судя по всему, Иаков имеет в виду зависть между учителями (так называемыми «мудрецами») в поместной церкви, их соперничество за положение, почести и похвалу от их слушателей. Либо, если принять во внимание следующие главы, он говорит о вражде и соперничестве среди его читателей. Как бы там ни было, зависть всегда вызывает горькие чувства и раздоры. Зависть и раздоры были типичной проблемой иудеев как нации, что особенно ярко проявилось во вражде разных партий и группировок накануне иудейских войн. Восстание партии зелотов и последующая революция привели к разрушению Иерусалима римлянами в 70 г. н.э. и ещё больше раскололи еврейский народ.

Значение слова, переведённого как «сварливость», не вполне ясно, что очевидно из вариантов его перевода: «корыстное себялюбие» (Современный Перевод), «самолюбивые желания» (Международное Библейское Общество, Новый Русский Перевод). Принято считать, что оно происходит от корня eris, означающего «раздор» или «несогласие». В Гал. 5:20 и 2 Кор. 12:20 оно стоит рядом с eris и таким образом ставит под сомнение родство между ними. Однако многие переводчики по-прежнему держатся за это значение и переводят его как «сварливость» или «раздор», особенно на фоне Фил. 1:15 и 16. С другой стороны, классическое значение этого слова — неправедные политические амбиции. Оно логично вписывается в контекст всех случаев его использования в Новом Завете: Фил. 1:16; 2:3; Рим. 2:8; 2 Кор. 12:20; Гал. 5:20.

Понятие «сердца» (срав. 1:26, «обольщать своё сердце») используется в Библии как сосредоточие способности к рассуждению, нравственным и духовным поступкам. Также смотрите Иак. 4:8 и Мф. 15:19. Если в сердце человека есть такие качества, они приведут к «неустройству и всему худому» (ст. 16). Дела идут из сердца. Притворная мудрость, когда в сердце и в жизни нет праведности, и бесполезна, и лжива.

Мнимая мудрость хвалится, раздуваясь от собственного превосходства. К сожалению, именно так часто ведут себя учителя, называемые «мудрецами». Но если человек не проявляет мудрости в своей настоящей жизни, он не должен называться учителем и даже претендовать на звание мудреца; его похвальба ничто иное, как ложь на истину. «Истина» в этом стихе — либо просто «то, что истинно», то есть его подлинное состояние (греческое существительное стоит с определённым артиклем), либо «истина евангелия». Первое значение представляется более предпочтительным. Тот, кто выдаёт себя за мудреца, лжёт на реальное положение вещей, когда плоды его неразумия налицо.

Стих 15. Мудрость, которая приводит к зависти и сварливости (или самолюбивым желаниям), если её вообще можно назвать таковой, является неправильной мудростью. Иаков иронизирует: конечно же, эта мудрость не имеет ничего общего с библейским пониманием мудрости. Человек, обладающий огромными знаниями и способностью внушать свои мысли другим, может иметь злое сердце. Всякая мудрость, которую ему приписывают (подобная пожару, воспламеняемому от адского огня языка в ст. 6), имеет низкое происхождение.

Фраза «нисходящая свыше» является описательным причастием. Она характеризует мудрость, которая должна быть у учителя: она приходит свыше; это мудрость, данная Богом. Ранее уже было сказано, что мудрость является Божьим даром в ответ на молитвы (1:5). В иудейской мысли мудрость часто изображали в виде личности (персонификация, как в первых главах книги Притч, где она «возглашает на улице»), которая приходит от Бога. Однако используя частицу «не», Иаков показывает, что мудрость, о которой говорилось перед этим, не имеет ничего общего с небесной мудростью.

Иаков раскрывает природу мудрости, которая производит зависть и сварливость. Во-первых, она — земная. Обычно это слово используется как противопоставление небесному, и часто в значении «человеческое» в отличие от божественного. Так, Ерма, живший во втором веке христианин, использовал это прилагательное, говоря о человеческом и ложном пророке, противопоставляя его посланному Богом вдохновлённому пророку (Наставления XI.6). Сравните со словами Павла в Фил. 3:19 и 1 Кор. 1:20. Таким образом, Иаков подразумевает, что мудрость, вызывающая зависть и сварливость, происходит из низменных, человеческих, земных источников.

Прилагательное «душевная» образовано от корня со значением «душа». Нам может показаться странным, что образованное от этого корня слово может иметь негативный смысл. Однако отрицательное значение этого слова раскрывается в противопоставлении естественной или природной жизни и духовной или сверхъестественной. Таким образом, «душевный» означает либо «просто человеческий», как в 1 Кор. 2:14, или плотской человек и физическое тело, как в 1 Кор. 15:44. Пожалуй, перевод «плотская [мудрость]» лучше передаёт смысл сказанного Иаковом. Это выражение объясняли как «человек, как он есть, как происшедший от Адама».

Определение «бесовская» или «от дьявола» (Международное Библейское Общество, Современный Перевод), восходит к слову «бес». Бесы — это злые духи на службе у сатаны. В 1 Тим. 4:1 сказано, что лжеучения являются бесовским продуктом. Бесы могут воздействовать на людей и использовать их для распространения ереси, но в действительности это и есть дело самих бесов, согласно их природе. Поэтому распространение зависти, сварливости и всякого зла — дело бесов. Те люди, чьи сердца наполнены всем этим, поступают, как бесы. Так что и мудрость, побуждающая к подобным действиям — бесовская.

Стих 16. Упомянутые зависть и сварливость, обитающие в сердцах лжеучителей, приносят свои плоды в виде неустройства и всего худого. Это и есть доказательство (обратите внимание на союз «ибо», указывающий на причину), что стоящая за ними мудрость есть земная, плотская и бесовская; неустройство и злоба — неизбежные плоды нашего греховного мира и нижнего мира злых духов. Другие случаи использования понятия «неустройство» в Новом Завете: 1 Кор. 14:33; 2 Кор. 6:5; 12:20; Лк. 21:9. Отрывок из книги Луки говорит о политических волнениях; отрывки из посланий — о беспорядках в церкви. Обратите внимание, что в настоящем контексте это слово противопоставлено «миру».

Прилагательное «худой» означает плохой в самом общем смысле. Противоположное понятие — «хороший». Антитезой худому выступает «полный милосердия и добрых дел» из следующего стиха. Основное значение этого слова — «бесполезный», но оно также может означать «злой» или «дурной», «вредный» (Рим. 9:11; Тит. 2:8).

Стих 17. Здесь идёт речь об истинной мудрости. Она уже упоминалась в ст. 15 в отрицательной конструкции с частицей «не». Мудрость, которая действительно становится учителем (как и любой христианин), нисходит свыше, будучи даром от Бога (Иак. 1:5). Разумеется, это та мудрость, к которой призывает Иаков, хотя и не говорит об этом прямо, ограничиваясь лишь её определением и оставляя читателям самим делать соответствующие выводы. Обратите внимание, что «мудрость, сходящая свыше», имеет семь признаков, как и плод Духа (Гал. 5:22, 23), как семь христианских благодатей (2 Пет. 1:5–9). Возможно, в понимании Иакова число семь означало полноту.

Первым (во-первых) признаком (выше всех остальных) такой мудрости является чистота. Как Бог (1 Ин. 3:3), так и Его слово (Пс. 11:7) — чисты. Всё, что чисто, посвящается Богу и потому свято. Таким образом, мудрость, нисходящая свыше — чиста и непорочна. Истинная мудрость производит только то, что свято и чисто (в противовес упомянутым выше худым делам). Это прилагательное часто используется в контексте нравственной «чистоты» или святости: Фил. 4:8; 2 Кор. 11:2; 1 Пет. 3:2.

«Мирна» звучит резким контрастом неустройству (срав. 1 Кор. 7:15; 14:33). Это значит «не склонная к конфликтам», «гармоничная и объединяющая», в отличие от сварливости и злых дел земной мудрости. Об этой гармонии и единстве много писал Павел (обращаясь к церквам, в которых были личные и доктринальные распри). В одном из отрывков Павел сказал, что мир должен «владычествовать» в наших жизнях, как верховный правитель, которому подчиняются все народы (Кол. 3:15). Павел призывал ефесян сохранять единство Духа в мирных узах (Еф. 4:3). Это хотя и близкое понятие, но всё же оно отличается от полного значения понятия мира в Новом Завете в контексте Мессианского спасения, то есть, мира в мыслях и сердце, происходящего от осознанного мира с Богом через прощение грехов (срав. Фил. 4:7).

«Скромна» — ещё одно греческое слово, которое сложно перевести. В Современном Переводе оно звучит как «добра», а в Международном Библейском Обществе — как «мягка». (См. 1 Тим. 3:3; Тит. 2:3; 1 Пет. 2:18). Соответствующее однокоренное существительное встречается в Деян. 24:4 (говоря о благосклонности губернатора). В 2 Кор. 10:1 оно переведено как «кротость и снисхождение» Христа. А в Фил. 4:5 — как «кротость». Комментируя этот стих, многие приводят фразу, предложенную Мэтью Арнольдом — «приветливая рассудительность». Иногда это слово означает «уступчивость», когда можно и не уступать, то есть по отношению к нижестоящим: не настаивание на своих правах. В качестве противоположной иллюстрации Транш приводит Мф. 18:23, когда человек, которого простили, повёл себя безжалостно и грубо. Итак, мы видим, что в этом слове содержится идея «рассудительности» и «милосердия», отсутствие дурных манер и гневливости.

«Послушна» — обычно это слово означает «покорный» или «уступчивый», «открытый для нового», «сговорчивый». Его происхождение уходит к значению «быть кроткого (то есть лёгкого) нрава». В нашем случае противоположным качеством будет догматизм и неуступчивость. Учитель должен сам быть обучаемым — готовым принимать учение и наставления. Плох тот учитель, который не учится от своих учеников. Это слово больше нигде в Новом Завете не встречается.

«Милосердие» означает «сострадание» или «жалость» и обычно используется в Библии в контексте благотворительности по отношению к бедным и больным (Иак. 2:13; Лк. 10:37). «Добрые плоды» — это дела или поступки, «урожай» или «продукт» христианской веры, которые добры, а не злы. Слово «полна» указывает на наличие чего-либо в большом количестве (срав. Мф. 23:28; Рим. 1:29; 15:14). Иаков подчёркивает важность не только поведения, которое уклоняется от неустройства и конфликтов, но и практической стороны жизни учителя, которая должна демонстрировать истинную мудрость. Жизнь учителя должна иметь нравственную и духовную ценность и полезность. Об Иисусе сказано, что Он «ходил, благотворя» (Деян. 10:38). Если чистая и неосквернённая вера должна совершать такие дела, как помогать сиротам и вдовам в их страданиях, то лишь логично, чтобы тот, кто учит этому, сам был примером добрых дел. Сравните совет Павла Титу: «Во всём показывай собой образец добрых дел» (Тит. 2:7). Именно они могут использовать свой язык как орудие добрых дел, проявляя милосердие вместо того, чтобы сеять раздор. «Язык, направляемый божественной благодатью, может быть мощным инструментом для добра».

«Беспристрастна» означает «не стремящаяся к разногласиям», а также «нелицеприятна или последовательна». На наш взгляд, в данном отрывке это слово использовано именно в последнем значении: «неизменна», «не поступающая то так, то иначе, по обстоятельствам». Иаков говорит, что учитель должен быть последователен в том, как себя ведёт. Павел неоднократно призывал Тимофея и своих соратников ничего не делать с лицеприятием (1 Тим. 5:21). Лидер теряет доверие своих последователей, если они видят несоответствие между его словами и делами, или его отношением к другим людям.

Прилагательное «нелицемерна» говорит само за себя: без лицемерия.

Стих 18. В этом стихе говорится не о признаке истинной мудрости. Скорее, он представляет собой объяснение фразы «полна добрых плодов». Этот плод также можно назвать плодом правды или «праведности» (Международное Библейское Общество, Современный Перевод). Это выражение равносильно «и плод, праведность» или «этот плод есть праведность, которая сеется…» Сравните его с Прит. 11:30 и Ам. 6:12. В Ветхом Завете противоположностью плода правды является «горечь» (Ос. 10:12; Прит. 9:21; Ис. 32:16, 17). Таким образом, праведная жизнь из добрых дел или плодов — это то, что пожинает человек, сеющий правильно. Выражение «в мире» подчёркивает, что сеяние, которое даёт такой плод, происходит в условиях мира (не зависти и сварливости, которые ведут к неустройству и всякому злу). Только при этих условиях проповедь и учение Божьему слову будут возрастать в плод праведной жизни. Итак, мир трактуется как необходимое климатическое условия для произрастания праведности или правды.

Обратите внимание, что понятие правды в этом отрывке означает «добрые плоды или дела». Это поведение и поступки, угодные Богу, как в Мф. 5:6; 1 Ин. 2:29; 1 Тим. 6:11; 2 Тим. 2:11.

Фраза «которые хранят мир», как и в Еф. 2:15, означает устанавливать или приносить мир, то есть поступать так, чтобы в результате этих действий был мир. Сравните с современным словом «умиротворять». Существительное с этим корнем также встречается в Мф. 5:9. Иаков подчёркивает, что праведность возникает в атмосфере мира и у тех, кто сами миролюбивы.

#библия #новыйзавет #толкованиебиблии #изучениебиблии #библияонлайн #священноеписание #священныеписания #толкованиеновогозавета #библиянакаждыйдень #читатьбиблию