Найти в Дзене
Sunny Blues

Томми Болин («DEEP PURPLE Mк IV») об искусстве гитарных соло

Оглавление

Великий гитарист рассказывает об игре с легендой блюза Альбертом Кингом и о том, как он заменил Ричи Блэкмора в DEEP PURPLE.

Томми и Иэн Пэйс на репетиции DEEP PURPLE, ноябрь 1975
Томми и Иэн Пэйс на репетиции DEEP PURPLE, ноябрь 1975

Томми Болин умер в возрасте 25 лет. Это случилось 4 декабря 1976 года, как раз в то время, когда он обретал всё большую известность в кругах прогрессив- и джаз-рока.

Несколькими годами ранее его пригласили заменить сначала Джо Уолша (который позже оказался в группе EAGLES и участвовал в записи их самого известного альбома Hotel California, сыграв знаменитое соло одноименной песни дуэтом с Доном Фелдером) в JAMES GANG, а затем Ричи Блэкмора в DEEP PURPLE.

Так что Болин легко мог бы получить звание «лучшего гитариста на замену».

История Томми показывает, что он был в основном гитаристом, работающим по найму, чья универсальность сочеталась с неустанным стремлением работать и учиться, в результате чего выкристаллизовался его собственный стиль.

Болин родился в городке Сиу-Сити штата Айова, бросил школу в шестнадцать лет и переехал в Денвер, где в 1968 году собрал группу под названием ZEPHYR.

Он участвовал в записи двух из трех альбомов группы: их одноименного дебютного альбома 1969 года и альбома Going Back to Colorado 1971 года.

Альберт Кинг пригласил его гитаристом в турне, и в течение года Болин получал от маэстро уроки блюзовой гитары, которые невозможно переоценить, а в 1973 году Томми отправился в Нью-Йорк и с головой окунулся в раскручивающуюся и многообещающую джаз-рок-тусовку.

Репутация Болина укрепилась до такой степени, что барабанщик Билли Кобэм выбрал именно его для сессионной работы на альбоме Spectrum - известнейшем теперь сольном дебюте драммера, который гитарист Джефф Бек неоднократно упоминал как основной фактор, повлиявший на его джазовые увлечения.

Прошло несколько месяцев, и Джо Уолш рекомендовал Томми на место гитариста в JAMES GANG. За год своего пребывания в группе Болин сыграл на двух альбомах: Bang 1973 года и Miami 1974 года.

В середине лета 1975 года Болин заменил Блэкмора в DEEP PURPLE, став соавтором семи композиций для альбома Come Taste The Band.

За время работы с этими двумя группами и записи своего сольного LP Teaser Болин написал 33 песни для четырех альбомов, после чего подписал контракт с Columbia для продолжения карьеры.

DEEP PURPLE играют на концерте композицию из сольного альбома Томми Болина (Лонг-Бич, 1976):

Он выпустил второй LP Private Eyes и гастролировал со своей собственной группой.

Томми Болин (из интервью 7 октября 1976 года):

«Я многое узнал об искусстве соло, играя за спиной у Альберта Кинга. Я понял, что не нужно выкладывать всё, что можешь, в первом же такте».

«В то время, как только предоставлялась возможность, я с первой же секунды играл все, что знал. А Альберт сказал: «Чувак, просто скажи вот это всё одной нотой».

«Он научил меня, что гораздо труднее во время соло играть просто, чем сложно. И если вы выложите всё в первом такте, вам некуда будет идти дальше».

Private Eyes
Private Eyes

«Вы должны развивать фразы, которые затем приведут ещё куда-то»:

«И блюз по-настоящему хорош в этом смысле. Он учит вас нарабатывать связные соло, потому что форма, которую вы играете, очень проста. Вы должны развивать такие фразы, которые затем вас куда-то приведут».

«Самый изящный комплимент, который я когда-либо получал, был от Альберта Кинга, я играл с ним в тот раз на домашнем концерте в Боулдере в штате Колорадо. Он всегда давал мне возможность поиграть соло, и в тот день я очень увлекся».

«После концерта он подошел ко мне и сказал: «Ты обошёл меня сегодня, но завтра я утру тебе нос».

«О, я действительно очень уважаю его. Красиво играет!»

Томми Болин
Томми Болин

«Все те разные стили, в которых я поиграл, очень помогли мне как гитаристу»:

«Я специально не стремился играть в разных стилях, но постоянно сами по себе появлялись именно такие концерты. А по мне так лучше работать, чем не работать. И мне очень повезло, что я смог удачно сыграть при всём этом разнообразии».

«Очень трудно было играть после такого парня, как Ричи Блэкмор. Когда кто-то, как он, является основным звеном группы, очень тяжело заменить его. А через некоторое время я понял, что это просто бессмысленно. Тут надо быть самим собой».

«А в джаз-рок я попал через флейтиста по имени Джереми Стейг. Он играл на втором альбоме ZEPHYR».

«Джереми показал мне разные джазовые связки и как их использовать в рок-перспективе, и потом через него я познакомился со многими нью-йоркцами, в том числе с Кобэмом и клавишником Иэном Хаммером».

«Кобэм позвал меня на сессии Spectrum, и я его сразу же предупредил: «Я не умею читать ноты». Но он ответил, что все окей».

«Так что я прихожу в студию, и тут он вручает мне все раскладки, написанные на бумаге. Я снова сказал ему, что не умею читать, поэтому мы потратили день на репетицию, а затем записали альбом за два дня».

«На репетиции я просто разбирался в последовательностях аккордов, например, Am, D9, G6, E13, после чего обыгрывал эти аккорды и их смены».

«Я многому научился благодаря этим людям. Нельзя не учиться. Все эти разные стили, в которых я играл, очень помогли мне как гитаристу и помогли мне развить своё собственное направление».

«У меня есть свой стиль, но он меняется в зависимости от музыки. И конечно же, существуют определенные маленькие характерные нюансы, которые всегда есть у любого музыканта».

Читать также: