Всё движется к концу, но ты старайся
Не пропустить секунд: они в цене!
Попробуй состояться в темпе вальса,
Будь с этой жизнью на одной волне!
Это кусочек из стихотворения автора, выбравшего себе творческий псевдоним Терентiй Травнiкъ. На самом деле его зовут Игорь Алексеев, и это современный российский поэт, философ, публицист, художник и композитор. Название этого стихотворения, написанного 20 сентября 2016 года, я поставила в заголовок моих очередных воспоминаний. За восемь лет до того, как это стихотворение было написано, накануне своего 50-летия, я сказала себе то же самое, только другими словами. И решила, что мне во что бы то ни стало надо научиться танцевать вальс.
Очень подробно историю создания и исполнения этого вальса я изложила в своих записках «Как пришла идея начать танцевать» и «Воодушевление и разочарование». Напомню здесь только то, что поставил этот вальс и исполнял его вместе со мной непрофессиональный танцор, который просто собрал номер для праздничной вечеринки из готовых блоков. Выходили мы с ним под “Anniversary Song” Эла Джолсона (Al Jolson) 24 октября, 1 ноября и 26 декабря 2008 года.
Посмотрите небольшую фотогалерею, где я, абсолютная начинашка, предстаю перед публикой во всей своей неуклюжей красе.
Летом 2010 года, когда я уже занималась с Александром Репиным, мне захотелось изучить вальс основательно. Несмотря на чудовищную жару (в тот год было так жарко, что горели подмосковные леса и весь город заволакивало дымом), мы приступили к новому проекту.
Мы подумали, что хорошо было бы сделать вальс на троих, и пригласили в компанию моего коллегу Владимира Александровича Кондратьева, который в своё время серьёзно занимался бальными танцами. Взяли очаровательную музыку “Till I Waltz with You Again” в исполнении Терезы Брюер (Teresa Brewer) и вечерами, обливаясь потом, отрабатывали технику вальса, синхронность и поддержки.
Для этого номера я купила бирюзовое платье с пышным подъюбником и очень красивое колье, а мои партнёры приобрели жилетки и галстуки-бабочки. Результат наших усилий мы предъявили коллективу Института развития информационного общества на предновогодней корпоративной вечеринке 29 декабря 2010 года в ресторане «Московское время» на пересечении Покровки и Чистопрудного бульвара. Отдохнув на новогодних каникулах, мы 15 января 2011 года сделали в студии детского мюзикла на улице Жуковского видеозапись нашего вальса.
На память об этом вальсе также осталось несколько фотографий.
Ритм вальса всегда мне нравился, и когда музыкальная композиция, выбранная для очередного нового танца шесть лет спустя, летом 2016 года, оказалась вальсовой, я очень обрадовалась. На самом деле я выбирала музыку для хореографической фантазии «Легенда о сыне Луны», которую я задумала, вдохновившись красивой балладой о цыганке, обманутой коварной Луной. В 1985 году эта старая испанская легенда была переложена на песню композитором и художником Хосе Марией Кано и под названием “Hijo de la Luna” первоначально исполнялась группой Mecano. Я сделала перевод этой легенды на русский язык, в котором постаралась полностью сохранить сложную ритмику музыки и намеренно отказалась от рифмы.
Раз одна цыганка
У холма сидела
И Луну молила:
– Я люблю цыгана,
Выйти замуж хочу.
Луна отвечала:
– Помогу тебе я,
Только долг за тобой...
– Проси всё, что хочешь, –
Молвила цыганка.
А Луна коварна:
– Первого сыночка
Обещай мне отдать!
Родился малютка,
Глаза цвета неба,
Волосы – серебро.
Увидав ребенка,
Цыган взбеленился,
Жене не поверил,
С жаркой злобой в сердце
Ей кинжал он вонзил.
А потом, рыдая,
В лес отнес обоих,
Положил у холма.
Что ж, Луна довольна:
Получила сына.
Две судьбы сгубила,
Третья – лишь игрушка
В бессердечных руках.
Когда мальчик плачет,
Луна колыбельку
Делает для него.
Ну а коль молчит он,
Луна полнолика,
Заливает светом
Холм и лес тот тёмный,
Где цыганка лежит...
Чтобы подчеркнуть драматизм этой истории, я выбрала аранжировку песни от итальянской гóтик-мéтал группы “Theatres des Vampires” (Театр вампиров), поэтому песня звучала не на испанском, а на итальянском языке и называлась “Figlio della Luna”. Танец прожил в моём репертуаре почти шесть лет, и за эти годы я так и не определилась, кого же я изображаю: несчастную цыганку или злодейку Луну. Хореография ставилась на цыганку, а я под эту музыку упорно чувствовала себя Луной. Так и танцевала с когнитивно-творческим диссонансом в голове. Вот видеоролик с записью этого танца, сделанной 11 июля 2020 года в зале «Рига» студии «CROSS на Правде».
Предлагаю также полистать фотографии, на которых можно увидеть, как я танцую в специально сшитых для этого номера костюмах.
В начале 2017 года наступил момент, когда я приняла решение отправить на заслуженный отдых одну из своих самых любимых композиций – «Хабанеру в моей манере», музыку к которой аранжировал блестящий немецкий рок-музыкант и композитор Вольф Хофман. Я готова была рыдать, но вместо этого начала искать достойную замену этому яркому танцу. Перерыла немеренное количество произведений во всяких-разных жанрах, но всё-таки поняла, что не хочу расставаться с Хофманом. И мой выбор пал на его «Арагонез» из той же оперы Ж. Бизе «Кармен». Благодатный музыкальный материал, в основе которого лежал ритм обожаемого мною вальса, помог нам с Сашей Репиным довольно быстро создать новый фьюжн испанского танца и рока. Для консультаций мы привлекли балерину и хореографа Полину Меньших, которая помогла нам с несколькими эпизодами.
Как и «Хабанера», этот танец всегда вызывал восторженную реакцию публики. Я исполняла его в течение пяти лет, после чего решила «испанизировать» его и попросила об этом замечательного танцора и хореографа, победительницу международных конкурсов фламенко, финалистку второго сезона проекта Первого канала "Dance Революция" Наталию Прибытко. Наташа успела ремастировать этот танец лишь частично и из-за своей невероятной перегруженности передала его вместе со мной своей коллеге Елене Морене, выпускнице ГИТИСа, заслуженной артистке России, в прошлом солистке ансамбля Игоря Моисеева. Сашина хореография в целом устояла, но танец обогатился испанскими элементами и обрёл испанский характер. Ко множеству образов, которые я использовала для него раньше, добавился образ в чёрном платье с небольшой классической испанской шалью. Новая версия танца была записана 12 февраля 2022 г. в студии «CROSS на Правде» в зале «Парнас», и я собственноручно сделала из неё видеоролик, который вы можете посмотреть и убедиться, что это тоже вальс.
А вот небольшая подборка фотографий, на которых зафиксированы исполнения этого танца на разных мероприятиях.
Следующий мой заход на вальс состоялся благодаря весёлому и парадоксальному фестивалю «Цыганизация», который с большим успехом прошёл в Московском детском музыкальном театре «Экспромт» 13 апреля 2019 года. Суть этого праздника была в том, чтобы цыганскую хореографию можно было использовать только под нецыганскую музыку и наоборот. Этот танец – как раз обратный случай: под сугубо цыганское исполнение русского романса «Очи чёрные» сербско-русской цыганкой Валей Димитриевич хореограф Александр Репин не поставил, а я не совершила ни одного цыганского движения. В процессе создания танца пришла идея превратить его в гротеск. Всё дело было в особенности манеры Вали Димитриевич: она пела вроде бы и по-русски, но с довольно сильным акцентом, поэтому слова песни можно было разобрать лишь с трудом. Вот тогда я и решила ради увеселения публики сделать шуточный пантомимический «перевод» этой песни. Так и родилось название номера: «Вальс с абсурдопереводом».
Публика всегда с симпатией принимала этот номер. Например, 18 мая 2019 года он вызвал невероятный восторг зрителей и жюри IV Международного фестиваля танца «Интисар-триумф»; 30 июня 2019 года я получила специальный приз от Андрея Ковалёва, владельца фудкорта «Подсолнухи Art&Food», за выступление с этим танцем на открытой сцене Второго фестиваля «1001 ночь»; он также был отмечен золотыми медалями в номинации «Шоу на основе бальной хореографии» 6 октября 2019 года на IX Российской танцевальной неделе и 1 марта 2020 года на Чемпионате Москвы «Сорок сорокóв».
В то время, когда свирепствовала эпидемия COVID19 и все массовые танцевальные мероприятия отменили или перенесли, я решила записать этот танец в студии. Для этого 21 марта 2020 года я отправилась в «CROSS на Правде», куда люди допускались в очень ограниченных количествах и должны были соблюдать строгие санитарные меры. К тому же на съёмках не разрешалось присутствовать людям старше 65 лет, поэтому мой муж Юрий остался дома, а помогал мне видеооператор Михаил Кузнецов. Из Мишиной записи я сделала видеоролик.
Если интересно, посмотрите также несколько фотографий, имеющих отношение к этому танцу.
Ну вот мы и дошли до патриотического «Синего платочка». Свою жизнь в моём репертуаре этот танец начинал как собственная постановка, сделанная к юбилею Победы в 2020 году в цыганском стиле и посвящённая цыганам - воинам Великой Отечественной войны. Во время эпидемии коронавируса я записала этот танец дома, сделала видеоролик и подала его на несколько заочных танцевальных конкурсов, приуроченных к 75-летию великой Победы. В результате он собрал множество наград, в том числе высших. Но я не была удовлетворена своей постановкой, и вскоре мы с Александром Репиным довели её до приемлемого состояния. Саша ввёл в танец сложнейшую и красивейшую вальсовую проходку с платком, на разучивание которой мы потратили не один час. Зато уже 1 мая 2021 года эта новая версия танца была отмечена золотой медалью фестиваля «Наследие» в рамках Всемирной танцевальной олимпиады.
В марте 2022 года Елена Морена сделала свой вариант этого любимого танца, в хореографии которого практически не осталось цыганского колорита. Зато этот колорит пока оставался в костюме, и Лена предложила мне задуматься о ретро-платье в стиле 1940-х годов. Мне понравилась идея, но не терпелось записать новую постановку в студии. Я сделала это 21 июня 2022 года в Zorge Rooms; можно посмотреть клип, который у меня получился из этой записи.
Вскоре я заказала для «Синего платочка» специальное платье, в котором впервые вышла перед зрителями 31 июля 2022 г. на вечеринке «Время танцевать» в ресторане-баре «Мармелад».
Делюсь с вами фотографиями, сделанными на разных площадках, где я исполняла этот танец.
На сегодня это все мои композиции, основанные на ритме вальса. Пока их шесть, но могут появиться и новые. И я уверена, что смогу освоить их довольно быстро. Знаете, ведь танцевать вальс – это как кататься на велосипеде: один раз научился, и потом в любой момент, хоть через сто лет, сможешь сесть и поехать.
Друзья, танцуйте вальс, чувственный танец души!
#вальс #танцуем вальс #вальс и рок #qvarta roma #кварта рома #любительский танец