Байка из юности
Помнится, в советском тинейджерстве, пришедшемся на годы советского застоя, мы все зачитывались трилогией Крапивина «Голубятня на желтой поляне». Среди очень странных образов там был и такой. Некий железнодорожный мост то исчезал, то появлялся снова непосредственно перед прохождением по нему поезда. И этот мост герои-подростки задались целью уничтожить с помощью некой разрыв-травы.
Для нас такой станцией «Мост» была закрытая в то время станция «Ленинские горы» на метромосту через Москву-реку на юго-западе столицы. Мы туда постоянно лазали после уроков. Сейчас же восстановленная станция «Воробьевы горы» не только снова работает, но и является украшением города. У Калининграда тоже есть такой мост-«невидимка». В ближайшее время он рискует действительно исчезнуть.
Мосты Калининграда и знаменитая загадка
Калининградские гиды любят рассказывать туристам про знаменитую загадку, существующую как минимум с XVIII века: как пройти по всем городским мостам через рукава местной речки Преголи, не пройдя ни по одному из них дважды? Как известно, это было невозможно, пока мостов было 7 и учитывая их взаимное расположение.
Данный факт даже специально доказал в 1736 году математик Леонард Эйлер, член Петербургской Академии наук. Считается, что на основе его работы возникла теория графов, использующаяся поныне для маршрутизации данных.
К началу ХХ века из 7 мостов Кенигсберга 5 вели на остров Кнайпхоф:
1. Крэмербрюке (Лавочный мост) – построен в 1286 году, связывал Кнайпхоф с Альтштадтом и замком, вошел в состав советского Эстакадного моста в 1972 году.
2. Грюнебрюке (Зеленый мост) – возведен в 1322 году между Кнайпхофом и предместьем Форштадт, перестроен в 1907 году, вошел в состав Эстакадного моста в 1972 году.
3. Хольцбрюке (Деревянный мост) между Альтштадтом и Ломзе, появился в 1407 году, был реконструирован в 1904 году и в таком виде сохранился до наших дней.
4. Хонигбрюке (Медовый мост), связал остров Кнайпхоф и Ломзе, сохранился до сих пор в качестве пешеходного.
5. Рабочий мост.
6. Кузнечный мост.
7. Высокий мост.
В 1905 году был возведен 8-й по счету мост – Императорский (не сохранился). Спустя 100 лет, в 2005 году в новом квартале «Рыбная деревня» на его опорах был возведен пешеходный Юбилейный мост.
На всю страну такой один
Конечно, в ХХ веке в городе появились и другие мосты. Один из самых необычных – так называемые Райхсбанбрюке, открывшийся в 1926 году (Райхсбан – тогда еще Имперская железная дорога в Германии). Он имел центральную разводную секцию и два яруса: нижний – для автомобилей, верхний – для поездов.
Мост был уничтожен во время боев в 1945 году. В советское время на его опорах был возведен новый – Двухъярусный мост, центральная секция которого поднимается наверх для пропуска судов.
Пожалуй, такое необычное инженерное сооружение – одно на всю страну. Однако с 1965 года оно не видело капитального ремонта и находится в состоянии, близком к аварийному, что признала официальная комиссия, обследовавшая мост еще в 2006 году.
Более того, нагрузка на него стороны РЖД явно чересчур велика, что не устраивает самих железнодорожников. Однако мост признан объектом культурного наследия местного значения, и его нельзя просто так снести, чтобы освободить место для нового.
Ремонтировать автомобильную и пешеходную части моста за свой счет РЖД тоже не желает. Так что как минимум с 2000 года возникали планы создания отдельного железнодорожного моста. С 2017 года реализуется проект по созданию двух новых мостов – железнодорожного и автомобильного: первый должен открыться в 2024 году, второй – в 2025. Относительно старого сооружения есть предложение снять центральный проем и переделать его в музей.
Автомобильный мост общей длиной 386 м и с центральным подъемным пролетом длиной 66 м разместится в 65 м выше по течению. Пешеходный проход на нем планируется только с одной стороны (с другой – технический). Также не исключено, что будет возведен велопешеходный мост ближе к Музею Мирового океана.
Для сооружения моста требуется вбивать в болотистое и илистое дно Преголи 40-метровые сваи. Общая стоимость нового автомобильного моста оценивается в 12 миллиардов рублей (на самом деле, цифры очень сильно разнятся, также называлась сумма в 6,5 миллиардов).
По состоянию на август 2022 года, представители Калининградской горадминистрации утверждали, что старый двухъярусный мост сносить не планируется. Однако о его дальнейшей судьбе с РЖД так и не договорились. Есть вероятность, что он останется в состоянии заброшки, но понятно, что ни для муниципалов, ни для железнодорожников такой вариант тоже не особо хорош.
А вот в Москве…
Есть еще один гипотетический вариант, но, увы, в условиях Калининграда он вряд ли будет реализован. Широкоизвестный московский проект создания автомобильного Третьего транспортного кольца и железнодорожного Московского центрального кольца также сталкивался с похожими проблемами. Его трасса в значительной своей части проходит по историческому объекту – так называемому Камер-коллежскому валу, возведенному вокруг столицы в конце XVIII века.
Больше того, по валу в начале ХХ века была проложена Окружная дорога, соединившая тогдашние окраины и промзоны Москвы. Она сохранила множество памятников архитектуры и истории рубежа XIX-XX веков, в начале 1990-х годов даже были планы организовать по ней вместо товарного движения пассажирское туристическое. Но, как обычно, планы поменялись, хотя ТТК и МЦК, при всех нареканиях – по большому счету, успешные проекты.
При их прокладке ставились задачи сохранения исторических станционных зданий и прочих сооружений. В их числе были исторические железнодорожные мосты. Часть из них оставили, приспособив под задачи МЦК и построив рядом автомобильный мост (например, в случае с Бережковским мостом). А вот с Андреевским мостом, названным так по одноименному монастырю, получилась очень интересная история.
Его еще при Лужкове перенесли вниз по течению, возведя на его месте новые железнодорожный и автомобильный мосты для МЦК и ТТК. Старый же мост установили у входа в Парк Горького, сделав пешеходным. Сейчас это суперпопулярное место у москвичей и гостей столицы, которое не раз засветилось в фильмах и сериалах и служит центром притяжения для ресторанов и кафе, пунктов проката и сразу нескольких танцплощадок на набережной.
Конечно, в калининградских условиях повторить московский опыт вряд ли удастся. Но задуматься о чем-то подобном стоит. Ведь в свое время при сооружении Главного вокзала немецкие власти Кенигсберга вначале не разрушили форт Фридрихсбург, а затем все же сохранили от него Фридрихсбургские ворота. Возможно, центральную часть Двухъярусного моста тоже стоит превратить в некий объект промышленного туризма.
Например, на нью-йоркском Манхэттене есть очень хороший пример, когда ставшую ненужной эстакаду для товарных поездов превратили в пешеходный бульвар Хай-Лайн. Иначе в Калининграде может стать еще одно исторической заброшкой больше, а их в бывшем Кенигсберге и так хватает.