Найти тему

Как спасти потенциальную заброшку самого западного города России? (Судьба Двухъярусного моста в Калининграде)

Байка из юности

Помнится, в советском тинейджерстве, пришедшемся на годы советского застоя, мы все зачитывались трилогией Крапивина «Голубятня на желтой поляне». Среди очень странных образов там был и такой. Некий железнодорожный мост то исчезал, то появлялся снова непосредственно перед прохождением по нему поезда. И этот мост герои-подростки задались целью уничтожить с помощью некой разрыв-травы.

Вечерний вид на набережную Москвы-реки и метромост со станцией «Воробьевы горы» в Москве.
Вечерний вид на набережную Москвы-реки и метромост со станцией «Воробьевы горы» в Москве.

Для нас такой станцией «Мост» была закрытая в то время станция «Ленинские горы» на метромосту через Москву-реку на юго-западе столицы. Мы туда постоянно лазали после уроков. Сейчас же восстановленная станция «Воробьевы горы» не только снова работает, но и является украшением города. У Калининграда тоже есть такой мост-«невидимка». В ближайшее время он рискует действительно исчезнуть.

Вечерний вид на набережную Москвы-реки и метромост со станцией «Воробьевы горы» в Москве.
Вечерний вид на набережную Москвы-реки и метромост со станцией «Воробьевы горы» в Москве.

Мосты Калининграда и знаменитая загадка

Калининградские гиды любят рассказывать туристам про знаменитую загадку, существующую как минимум с XVIII века: как пройти по всем городским мостам через рукава местной речки Преголи, не пройдя ни по одному из них дважды? Как известно, это было невозможно, пока мостов было 7 и учитывая их взаимное расположение.

Макет острова Кнайпхоф с его 5 мостами.
Макет острова Кнайпхоф с его 5 мостами.

Данный факт даже специально доказал в 1736 году математик Леонард Эйлер, член Петербургской Академии наук. Считается, что на основе его работы возникла теория графов, использующаяся поныне для маршрутизации данных.

К началу ХХ века из 7 мостов Кенигсберга 5 вели на остров Кнайпхоф:

1. Крэмербрюке (Лавочный мост) – построен в 1286 году, связывал Кнайпхоф с Альтштадтом и замком, вошел в состав советского Эстакадного моста в 1972 году.

2. Грюнебрюке (Зеленый мост) – возведен в 1322 году между Кнайпхофом и предместьем Форштадт, перестроен в 1907 году, вошел в состав Эстакадного моста в 1972 году.

3. Хольцбрюке (Деревянный мост) между Альтштадтом и Ломзе, появился в 1407 году, был реконструирован в 1904 году и в таком виде сохранился до наших дней.

4. Хонигбрюке (Медовый мост), связал остров Кнайпхоф и Ломзе, сохранился до сих пор в качестве пешеходного.

5. Рабочий мост.

6. Кузнечный мост.

7. Высокий мост.

Макет острова Кнайпхоф с его 5 мостами.
Макет острова Кнайпхоф с его 5 мостами.

В 1905 году был возведен 8-й по счету мост – Императорский (не сохранился). Спустя 100 лет, в 2005 году в новом квартале «Рыбная деревня» на его опорах был возведен пешеходный Юбилейный мост.

На всю страну такой один

Конечно, в ХХ веке в городе появились и другие мосты. Один из самых необычных – так называемые Райхсбанбрюке, открывшийся в 1926 году (Райхсбан – тогда еще Имперская железная дорога в Германии). Он имел центральную разводную секцию и два яруса: нижний – для автомобилей, верхний – для поездов.

Мост был уничтожен во время боев в 1945 году. В советское время на его опорах был возведен новый – Двухъярусный мост, центральная секция которого поднимается наверх для пропуска судов.

Пожалуй, такое необычное инженерное сооружение – одно на всю страну. Однако с 1965 года оно не видело капитального ремонта и находится в состоянии, близком к аварийному, что признала официальная комиссия, обследовавшая мост еще в 2006 году.

Более того, нагрузка на него стороны РЖД явно чересчур велика, что не устраивает самих железнодорожников. Однако мост признан объектом культурного наследия местного значения, и его нельзя просто так снести, чтобы освободить место для нового.

Ремонтировать автомобильную и пешеходную части моста за свой счет РЖД тоже не желает. Так что как минимум с 2000 года возникали планы создания отдельного железнодорожного моста. С 2017 года реализуется проект по созданию двух новых мостов – железнодорожного и автомобильного: первый должен открыться в 2024 году, второй – в 2025. Относительно старого сооружения есть предложение снять центральный проем и переделать его в музей.

-11

Автомобильный мост общей длиной 386 м и с центральным подъемным пролетом длиной 66 м разместится в 65 м выше по течению. Пешеходный проход на нем планируется только с одной стороны (с другой – технический). Также не исключено, что будет возведен велопешеходный мост ближе к Музею Мирового океана.

Вид с Эстакадного моста на Преголю в сторону Двухъярусного моста.
Вид с Эстакадного моста на Преголю в сторону Двухъярусного моста.

Для сооружения моста требуется вбивать в болотистое и илистое дно Преголи 40-метровые сваи. Общая стоимость нового автомобильного моста оценивается в 12 миллиардов рублей (на самом деле, цифры очень сильно разнятся, также называлась сумма в 6,5 миллиардов).

По состоянию на август 2022 года, представители Калининградской горадминистрации утверждали, что старый двухъярусный мост сносить не планируется. Однако о его дальнейшей судьбе с РЖД так и не договорились. Есть вероятность, что он останется в состоянии заброшки, но понятно, что ни для муниципалов, ни для железнодорожников такой вариант тоже не особо хорош.

А вот в Москве…

Есть еще один гипотетический вариант, но, увы, в условиях Калининграда он вряд ли будет реализован. Широкоизвестный московский проект создания автомобильного Третьего транспортного кольца и железнодорожного Московского центрального кольца также сталкивался с похожими проблемами. Его трасса в значительной своей части проходит по историческому объекту – так называемому Камер-коллежскому валу, возведенному вокруг столицы в конце XVIII века.

Вечерний вид на набережную Москвы-реки и прежнее место Андреевского моста с нынешней МЦК в Москве.
Вечерний вид на набережную Москвы-реки и прежнее место Андреевского моста с нынешней МЦК в Москве.

Больше того, по валу в начале ХХ века была проложена Окружная дорога, соединившая тогдашние окраины и промзоны Москвы. Она сохранила множество памятников архитектуры и истории рубежа XIX-XX веков, в начале 1990-х годов даже были планы организовать по ней вместо товарного движения пассажирское туристическое. Но, как обычно, планы поменялись, хотя ТТК и МЦК, при всех нареканиях – по большому счету, успешные проекты.

Вечерний вид на набережную Москвы-реки и Андреевский мост на новом месте в Москве.
Вечерний вид на набережную Москвы-реки и Андреевский мост на новом месте в Москве.

При их прокладке ставились задачи сохранения исторических станционных зданий и прочих сооружений. В их числе были исторические железнодорожные мосты. Часть из них оставили, приспособив под задачи МЦК и построив рядом автомобильный мост (например, в случае с Бережковским мостом). А вот с Андреевским мостом, названным так по одноименному монастырю, получилась очень интересная история.

Его еще при Лужкове перенесли вниз по течению, возведя на его месте новые железнодорожный и автомобильный мосты для МЦК и ТТК. Старый же мост установили у входа в Парк Горького, сделав пешеходным. Сейчас это суперпопулярное место у москвичей и гостей столицы, которое не раз засветилось в фильмах и сериалах и служит центром притяжения для ресторанов и кафе, пунктов проката и сразу нескольких танцплощадок на набережной.

Конечно, в калининградских условиях повторить московский опыт вряд ли удастся. Но задуматься о чем-то подобном стоит. Ведь в свое время при сооружении Главного вокзала немецкие власти Кенигсберга вначале не разрушили форт Фридрихсбург, а затем все же сохранили от него Фридрихсбургские ворота. Возможно, центральную часть Двухъярусного моста тоже стоит превратить в некий объект промышленного туризма.

Фрагмент карты Кенигсберга в 1834 году с фортом Фридрихсбург, когда еще не началось активное строительство железных дорог.
Фрагмент карты Кенигсберга в 1834 году с фортом Фридрихсбург, когда еще не началось активное строительство железных дорог.

Например, на нью-йоркском Манхэттене есть очень хороший пример, когда ставшую ненужной эстакаду для товарных поездов превратили в пешеходный бульвар Хай-Лайн. Иначе в Калининграде может стать еще одно исторической заброшкой больше, а их в бывшем Кенигсберге и так хватает.