"Старик Хоттабыч" (1956) - один из самых известных и любимых советских фильмов для детей.
Он был снят режиссёром Геннадием Казанским по мотивам повести Лазаря Лагина и рассказывает о приключениях пионера Вольки Костылькова, который выловил из Москвы-реки древний сосуд с джинном. Фильм поставлен на киностудии "Ленфильм", но пронизан духом советской Москвы.
Он чувствуется сразу, с первых же кадров, демонстрирующих зрителям беззаботных советских школьников, купающихся в Москве-реке.
Школьники купаются не абы где, а у Краснопресненской набережной - с шикарным видом на гостиницу "Украина", строительство которой ещё не завершено. Волька достаёт кувшин с джинном недалеко от парка "Красная Пресня", напротив Бадаевского пивзавода.
В наши дни это место осталось узнаваемым.
За 60+ лет здесь многое изменилось: выросли новые жилые дома, здание СЭВ и Белый дом, берега Москвы-реки окончательно сковал гранит, а зелень исчезла. Сложно представить, чтобы здесь кто-то купался: теперь это фантастика похлеще древнего джинна!
Зато на берегу появились красивые зоны отдыха с лежаками.
Посмотрим и в обратную сторону - в фильме такого ракурса не было, но он очень наглядно демонстрирует, насколько другим стал этот район.
Если бы действие картины происходило в наши дни, над Волькой и его друзьями нависала бы не только гостиница "Украина", но и небоскрёбы делового центра "Москва-Сити".
Следующий интересный кадр - панорама Москвы, снятая, вероятно, с верхних этажей гостиницы "Пекин".
Столица здесь чудо как хороша: за спинами героев - Садовое кольцо, чуть вдали - высотка на Кудринской площади и уже упомянутая гостиница "Украина", а на горизонте - здание МГУ на Воробьёвых горах.
Повторить этот ракурс проблематично, но можно посмотреть в ту же сторону снизу, с Триумфальной площади.
Собственно, на этом Москва в "Старике Хоттабыче" и заканчивается.
Кто-то, возможно, удивится: а как же двор у дома Вольки, а как же сцена с верблюдами на улице? Дело в том, что по большей части советскую Москву для фильма снимали в Ленинграде и Одессе, реальные виды столицы промелькнули в картине всего пару раз.
В некоторых сценах город буквально дорисовывали. Это особенно заметно, когда Волька и его друг Женька едут с Хоттабычем в цирк на верблюде - если присмотреться, заметно, что возвышающаяся над улицей высотка (высотка на Котельнической набережной) нарисована.
Но это, как говорится, условности кино - пусть в роли Москвы и выступили другие города, главное, что картина в итоге получилась целостная.
При просмотре фильма то и дело возникает чувство ностальгии об ушедшей эпохе, а это значит, что образ столицы определённо удался.
***
Кстати, у нас есть канал в Телеграме: t.me/mosprogulka_true
Подписавшись на него, вы сможете оперативно узнавать обо всех наших новых материалах. Быстро, удобно, с доставкой прямо в ваш смартфон!