Найти тему
Михаил Колодочкин

Вам какой бензин - ярославский, рязанский или фирменный шелловский?

– После того, как российский бензин попадает на нефтебазу компании Shell, его качество сразу возрастает! За счет чего? За счет наших высочайших стандартов!

Открытие 200-й АЗС Shell. Еще никто не знает, что скоро они все исчезнут
Открытие 200-й АЗС Shell. Еще никто не знает, что скоро они все исчезнут

АЗС SHELL мне всегда нравились – яркие цвета, теплые туалеты, заправщики в фирменных курточках. Правда, бензинчик там явно дороже, чем повсюду, но зато чувствуешь себя почти что олигархом: дескать, могу себе позволить… Что ж, яркая обертка всегда отрабатывала свое назначение. А вот что касается содержания…

В одной из масляных экспертиз произошло откровенное ЧП: моторное масло SHELL провалилось с треском! Внутри фирменной канистры с супермаслом оказалось нечто откровенно дрянное! Эксперты задергались, да и я вместе с ними: что делать-то? Напишешь, как есть, потом станет весело: фирма тут же обратится в суд, собственное рекламное бюро завалит Начальников служебными записками о потере своих миллионов, а тебя гарантированно отстранят от работы… Не напишешь – будешь чувствовать себя подлецом: испугался, дескать…

В итоге приняли компромиссное решение. Я написал, что масло в канистре с надписью SHELL оказалось некондиционным, но эксперты пришли к выводу, что это – подделка! В таком виде материал и был опубликован. Однако вскоре начались звонки – недовольные шелловские барышни менторскими голосами стали требовать то ли сатисфакции, то ли еще чего. Почему? Потому что такие публикации «бросают тень на непревзойденное качество продукции SHELL»! И, вообще, «мы требуем предоставить» нам пробу того самого масла, кассовый чек и так далее!

Ну, это пожалуйста… За маслом барышня была отправлена в город на Неве, где и проходила экспертиза – канистру с остатками «масла» ей вручили под расписку. Копию чека я послал по мейлу: изучайте, если больше заняться нечем… На том все и кончилось.

Вернее, это я наивно подумал, что кончилось. Потому что через много месяцев после той истории меня отправили на дурацкое мероприятие, организованное как раз фирмой SHELL. И мне предварительно опять пришлось пообщаться по телефону с той самой барышней.

– Мы так и не увидели опровержения! – первым делом сообщила мне барышня. – Вы допустили непростительную оплошность, позволив себе…

Тут я ее перебил… Дескать, вам отдали масло и показали чек – где результаты перепроверки?

– Какие еще результаты? – возмутилась барышня. – Вы думаете, что мы в Москве этим занимаемся? Всё отправлено в головной европейский офис! Результаты? Ну, я не знаю: это же очень длительная работа…

Понятно – результатов нет. Есть только гонор тупой офисной сотрудницы, обученной говорить лишь то, что написано в пресс-релизе. Ладно, проехали – завтра все равно пересечемся на мероприятии.

Вообще-то я ненавижу фуршеты и никчемные сборища на потеху непонятно кому. Но приказ есть приказ, да и тема встречи забавная. SHELL организовал «Открытую дискуссию между представителями автобизнеса и экспертами в области ГСМ». (ГСМ – это горюче-смазочные материалы). А причина ее организации – проблема, о которой я писал в материале «Убийца в бочке». Напоминаю суть: многие моторные масла неожиданно для всех стали превращаться в подобие асфальта, приводя к гибели новеньких моторов. И вот: великий и непогрешимый SHELL озадачился проблемой и решил публично высказаться. Что ж, послушаем…

Поначалу было «как всегда». Сотни приглашенных... Фуршет до и после, а также в перерыве… Солидные заявленные докладчики – с цифрами и диаграммами... Участникам раздаются пакетики с флэшками, блокнотиками и рекламными проспектиками... Но какую цель преследовал SHELL? Ведь все знали, что источником заведомо дрянных масел является совсем другая фирма…

Но оказалось, что SHELL и не собирался ни в чем каяться. Маститая фирма просто воспользовалась моментом, чтобы перевести стрелки подальше от себя. Доказательство – в исходном варианте пресс-релиза, который раздали всем участникам до начала встречи:

«… Возможной причиной ухудшения низкотемпературных свойств моторных масел стало значительное их разбавление тяжёлыми углеводородами вследствие использования топлива нестабильного качества.»

Ну, понятно. Замечательное фирменное масло может помереть из-за того, что русский Иван заправит машину дрянным российским топливом. После первого же доклада я добрался до микрофона, дабы уточнить: будет ли встреча посвящена исключительно бичеванию нашенских бензинов? Зал оживился, но меня успокоили: дескать, будем обсуждать всё… Однако впереди был доклад, посвященный анализу качества московского бензина, проведенного немецкими коллегами…

Вот здесь оставалось только хмыкнуть: таблица из доклада «западного специалиста» перед вами:

Понятно, да? Ни один (!) из проверенных представителями фирмы бензинов варварской России ничему не соответствует! Что ж тогда хотеть от моторных масел? При таком раскладе даже непогрешимый SHELL может испортиться…
Понятно, да? Ни один (!) из проверенных представителями фирмы бензинов варварской России ничему не соответствует! Что ж тогда хотеть от моторных масел? При таком раскладе даже непогрешимый SHELL может испортиться…

Да, мальчик для битья определен. И это мне сильно не понравилось. Много лет проверяем топлива по всей стране, неплохо знакомы с состоянием дел, но чтобы 100% столичного бензина объявить негодным – это слишком. Не верю! Чепуха!!!

Похоже, удивился не только я: наступила череда вопросов… Сначала уважаемого немецкого докладчика спросили, как он объяснит полимеризацию масла на абсолютно новенькой дилерской машине, в которой был залит еще родной, явно «несоветский» бензин? Ответа не последовало… Следующий вопрос – совсем простой: если все российские бензины дрянные, то можно ли смело заправляться хотя бы на АЗС с вывеской SHELL? Попал ли «шелловский» бензин в вышеупомянутую сводку? Опять неясность.

В общем, кончилось тем, что исходный пресс-релиз под шумок… заменили! Напоминаю: изначально в бумажном виде было вот так:

«… Возможной причиной ухудшения низкотемпературных свойств моторных масел стало значительное их разбавление тяжёлыми углеводородами вследствие использования топлива нестабильного качества.»

А позднее, на сайте, стало вот так:

«…Причиной ухудшения низкотемпературных свойств моторных масел стало значительное их разбавление тяжёлыми углеводородами, источник попадания которых в систему смазки является дополнительной темой исследований.»

Иными словами, виновато вовсе не поганое российское топливо! Что ж, спасибо и на этом. Впрочем, SHELL своего добился: средний обыватель усвоил, что в целом на российских АЗС царит бардак, и только SHELL отчаянно сражается за качество… Похоже, именно это послужило причиной того, что Начальнику захотелось подготовить собственный материал про АЗС SHELL.

Зачем? Цель простая: мол, надо учить русских дураков торговать нормальным бензином на примере передовой компании. Деваться некуда: пришлось сопровождать его на нефтебазу под Подольском. И вот здесь сразу получился облом… С плохо скрываемым разочарованием Начальник услышал, что SHELLполучает бензин вовсе не из Голландии, и не с Марса, а из Капотни и Рязани, Уфы и Ярославля… То есть как раз с тех заводов, которые он собрался учить работать.

Бензовозы здесь красивые - спору нет
Бензовозы здесь красивые - спору нет

А в какой момент дрянной ярославский или рязанский бензин вдруг становится непревзойденным шелловским? Местный манагер радостно подсказывает: в тот, когда мы перевозим его сюда, на свою нефтебазу! И это понятно: ведь у нас, мол, строжайшее соблюдение технологии, постоянный контроль, повышенные требования…

Самое удивительное, что манагер с искусственно натянутой улыбкой искренно во все это верит. Он слишком часто вешал эту лапшу на уши пресс-дурочкам с диктофонами в руках. Я прошу его перечислить операции, благодаря которым бензин на нефтебазе улучшается – неужели вывеска SHELL излучает полезные волны? Манагер не понимает вопрос и опять несет чушь про строжайшее соблюдение технологии. Но вывод ясен: SHELL всего лишь не портит российское топливо при перепродаже… Не делая при этом абсолютно НИЧЕГО!

Начальник недоволен, манагер растерян. А я спрашиваю, почему шелловские бензины в наших экспертизах выглядят довольно бледно? Не проваливаются, но и не блещут? У других бензинов, к примеру, серы нет, а у вас – вот, пожалуйста!

Да разве может из таких пистолетов литься что-то отечественное? Нет, конечно же: сюда завозят бензин из другой Галактики!
Да разве может из таких пистолетов литься что-то отечественное? Нет, конечно же: сюда завозят бензин из другой Галактики!

– А какой именно бензин вы проверяли? – подозрительно спрашивает манагер.

Отвечаю: самый лучший: V-Power! С улучшенной моющей способностью!

– А, ну тогда понятно, – облегченно выдыхает манагер. – Эти бензины идут с присадками, а их делают «Басф» и «Шеврон» – что от них хотеть-то! SHELL тут ни при чем! Кроме того, мы ручаемся за порядок только здесь, на нашей нефтебазе! А на отдельных АЗС, местами, наверное, возможен какой-то негатив – но мы тут не виноваты. Впрочем, на любой АЗС вы можете посмотреть паспорт качества топлива…

Это мне неинтересно. Ну как обычный чайник может понять, что ему заливают именно то топливо, параметры которого указаны в бумажке? Отвечаю: никак! Много лет проверяем топлива и ни разу не видели, чтобы в паспорте качества было написано что-то нехорошее… Но манагеру сказать больше нечего. Вот вам и самый дорогой бензин…

Впрочем, я иногда до последнего времени все равно заезжал именно на шелловские заправки. Здесь красиво и солидно…

-5