Всем привет и сегодня мы обсудим одного из самых крупных скульпторов 20 века.
Константин Бранкузи
Бранкузи был уроженцем румынской деревушке Тыргу-Жиу. И до самого конца жизни он сохранил внутреннюю связь с родной землёй и народным искусством, крестьянское упорство в достижении цели и сам облик румынского крестьянина.
В 1902 году, после окончания Бухарестского художественного училища, молодой скульптор решил продолжить образование в Париже и, не имея денег на дорогу, отправился пешком.
Много ли вы знаете личностей, кто пешком отправился учиться?
В 1904 году он обосновался в квартале Монпарнас и поступил в Школу изящных искусств, где получил несколько лет, зарабатывая себе на жизнь мытьём посуды в ресторане или пением в церкви.
Первые работы, выполненные Константином Бранкузи в Париже - в основном бюсты - свидетельствовали о его замечательном пластическом даровании.
Вслед за произведениями в неоклассическом стиле он создаёт вещи, отмеченные сильным влиянием Родена. Подобно великому французскому скульптору, Бранкузки стремился с помощью живописной лепки сделать скульптуру способной к воплощению духовного порыва.
Однако даже в этот период он отказался поступить в мастерскую Родена в качестве практиканта, мотивируя свой отказ тем, что:
"в тени большого дерева ничего не растёт"
Вскоре его творческий путь расходится с роденовским. Если Роден одухотворил скульптуру во многом с помощью её "дематериализации", то Бранкузи добивался подобного эффекта противоположным способом - путем максимального концентрации пластического языка.
Скульптура для него - не растворяющееся в пространстве, а монолитное, весомое, замкнутое в себе искусство, несущее всю полноту содержания в законченной и чётко ограниченной форме.
И вся творческая эволюция мастера, по существу, состояла в его стремлении "очистить" эту форму и наполнить её как можно более широким поэтическим содержанием.
Переломный момент в искусстве Бранкузи был связан с созданием в 1907 году "Памятник Станеску" - мемориального произведения, состоящего из бюста умершего и стоящей перед ним коленопреклоненной женской фигуры, проникнутой чувством глубокой скорби и молитвенной сосредоточенности.
В статуе "Мудрость земли" 1908, представляющей собой сидящую женскую фигуру, есть общее и с буддийской, и с древнеегипетской скульптурой, но синтез Бранкузи выходит за пределы антропоморфного изображения.
В его статусе есть чисто природное начало, она является не условной аллегорией, а пластическим образом самой земли.
В том же году скульптор создаёт парную композицию "Поцелуй", которая в различных вариантах пройдёт потом через всё его творчество. Воплощает одну из главных его тем - тему любви и человеческого единения.
Несмотря на название, произведения Бранкузи перекликается не со знаменитой роденовской группой, а со средневековой, романской скульптурой.
Сохраняя необходимую изобразительность, мастер стремится не к изображению двух влюблённых, а к передаче пластическими средствами объединяющего их порыва.
Этот порыв сливает фигуры в единый блок становится как бы языком самого камня.
В 1937-1938 годах он создаёт на своей родине, в Тыргу-Жиу, своеобразный архетиктурно-пластический ансамбль, посвященный памяти жертв первой мировой войны.
Он состоит из расположенных в парке композиций "Стол молчания", "Аллея стульев" и арки под названием "Врата поцелуя".
"Стол молчания", окружённый стульями, сложенными из двух каменных полусфер, имел свой прототип в быту скульптора - в его мастерской на Монпарнасе стоял символический стол, за которым собирались художники и поэты - Пикассо, Модильяни, Руссо, Леже, Аполлинер.
Каменный стол в Тыргу-Жиу кажется предназначенным для трапезы всего человечества, а также для его молчаливого общения со Вселенной.
Так, "Врата поцелуя" - символ объединяющей любви. Мне очень симпатично название, нежное и символичное.
Да и все произведения по названию мне очень отвлекается в душе. Одно дело делать произведение искусство, а другое уже дать название созвучное. Да такое, что раскрывала суть, идею, замысел.
Автор имел влияние на многих, но остался в памяти у малой части в мире искусства. Отшельник, мечтатель и философ.
Сегодня ателье Константина Бранкузи было реконструировано в открытом пространстве Центра Жоржа Помпиду в Париже и функционирует как музей.
Коллекции его работ хранятся в самых известных музеях мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, Художественный музей Филадельфии, Тейт Модерн в Лондоне и Национальный музей в Бухаресте.
Понравилась статья? Тогда поддержи меня:
Лайк, комментарий и подписка.
Не понравилась статья? Тогда закрой статью и больше не читай этот канал:)