Нина Грунтковски, владелица и руководитель португальского проекта Chá Camélia, одна из самых ярких персон в европейской чайной фермерской тусовке и вообще молодец, дала большое интервью изданию Must. В котором рассказала о своем дочайном и чайном пути. Автоматические переводчики отлично справляются с португальским, так что если вам интересно, как выходцы из Германии становится португальскими чайными фермерами, прочтите это интервью обязательно.
Я же остановлюсь только на его финале, в котором Нина сетует на восприятие чая португальцами в частности и европейцами вообще и выдает блестящую сентенцию, которую можно перевести примерно так.
«В Европе чай тривиализируется английской культурой. Мы считаем, что у англичан единственная великая культура в Европе. А на самом деле они создали индустриальную субкультуру, основанную на чае гораздо более низкого качества, чем чай, который пьют на Востоке».
Формулировку «чай, тривиализированный Англией» надо, конечно, запомнить, она исключительно точна. Но при этом необходимо отметить, что у английской чайной культуры есть одна важная особенность, которая удерживает, например, меня от того, чтобы стать последовательным и убежденным чайным англофобом. И эта особенность — в массовости английской чайной культуры и в количестве чая, выпиваемого на душу населения в Великобритании.
Массовость и объем создают болото, на котором, в итоге, расцветают лотосы. Потому что массовость и объем — это деньги, маркетинговая инфраструктура, постоянный интерес потребителей к чаю и прочие нюансы, которых нет в той же Португалии и которые вынуждают Нину Грунтковски заниматься не только выращиванием и производством чая, но и кучей сопутствующих задач, связанных с его популяризацией и продажей. А английских чайных фермеров, чай которых, скорее всего, по всем статьям проигрывает чаю из Португалии, без проблем ставят на полки лучших лондонских магазинов и всячески пиарят в благоприятной среде.
Да, чай англичане, безусловно, тривиализируют. Но чайная культура у них все равно великая.