Найти тему
Есть мнение

Почему не взлетела «русская летающая тарелка» - ЭКИП

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

ЭКИП — проект конца прошлого века, полузабытый в такой мере, что в связи с его названием (предвосхищая пресловутую «повестку», оно расшифровывалось, как «Экология И Прогресс») «тарелка», действительно, упоминается. Однако, дисколётом ЭКИП не являлся, фактически представляя собой экраноплан выполненный по схеме «летающее крыло».

Начать стоит с того, что СССР был мировым лидером в разработке экранопланов — аппаратов скользящих по воздушной подушке, создаваемой между ними и твёрдой или жидкой поверхностью собственно движением. Это — очень эффективный принцип, позволяющий сократить площадь крыла втрое. Изящным решением также является и концепция летающего крыла, снижающая в полтора раза вес корпуса и обеспечивающая большой внутренний объём (ценой высокого лобового сопротивления). Соответственно, перспективы рисовались радужные: безаэродромный взлёт с 600-метровым пробегом на воздушной подушке по любому ровному месту (включая воду). Затем полёт со скоростью до 700 километров в час на 6000 километров на высоте до 11000 метров со 100 пассажирами на борту. И в 3-5 раз дешевле, чем при использовании самолёта.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Продолжить же следует тем, что хотя СССР и был лидером в разработке экранопланов, а Россия остаётся таковым и сейчас, экранопланы не строятся. Нестись на скорости 500 километров в час на высоте 5 метров даже над морем (о суше речи нет) — очень спорная, близкая к тактике камикадзе, идея даже для военной машины. В исключительной ситуации при прорыве ПВО — может быть... Так что… Вот. Вернувшись к характеристикам можно заметить, что ЭКИП не имел данного недостатка, поднимаясь до 11 километров, как нормальный авиалайнер.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Но как? А никак. Разумеется, огромный «лоб» и низкая площадь крыла-корпуса такого не позволяли в принципе. По этой причине концепт шел в комплекте с «генератором пограничного слоя», устранявшем лобовое сопротивление, и революционными двигателями на водороде и водно-эмульсионной смеси… Проще говоря, ЭКИП, не просто походил антигравитационный «флаер» далёкого светлого будущего в представлении художника 60-х годов, а таковым и являлся. Реализовать проект можно было только на технологическом уровне, в настоящий момент не достигнутом.

В 2000 году российское правительство поняло, что имеет дело с прожектом, и прекратило финансирование. Попытка же продажи ЭКИП американцам провалилась в момент, когда те поняли, что волшебных устройств, способных поднять аппарат в воздух (а купить-то хотели их, а не старые идеи летающего крыла и экранолёта), у продавца нет.