Вчера я писала об опасности образовательных ресурсов для тревожных родителей и их детей на семейном образовании. Сегодня расскажу еще об одной ловушке семейного образования - неверной мотивации перехода на семейное образование со стороны родителя.
Это мой невроз, я его пыталась осознать в течение полугода семейного обучения дочери и моей работы с психотерапевтом. Наконец-то я могу внятно описать его словами.
Думаете, что родительской мотивацией перехода на семейное образование всегда является желание лучшего детства для своего ребенка? Ничего подобного! На словах - возможно так и есть. А вот в глубине души неосознаваемые бродят совсем другие импульсы.
Во-первых, что эта школа может дать моему ребенку? Программа скучная и примитивная, учительница молодая и неопытная, отсутствие в школе интерактивного оборудования и современных методик преподавания. Мой ребенок настолько одаренный, умный и талантливый. Дочка двух образованных людей. Что это она будет там прозябать в компании с детьми грузчиков и детьми дружественных национальностей? Она достойна большего! А так как поблизости элитного лицея не наблюдается, то я сама обучу ее гораздо лучше, чем это сделает школа.
Чувствуете, какая гордыня и чувство превосходство сквозит в таких мыслях? Это невроз.
Во-вторых, я всегда была отличницей. Лучшая в классе, лучшая в школе, победительница олимпиад, золотая медаль, бюджетные места, стипендии, красные дипломы. Короче, есть чем гордиться. И тут я обнаруживаю, что дочь совсем не рвется быть лучшей в учебе и первой в классе. В том самом классе с примитивной программой и детьми грузчиков. Мало того, что она не становится самой лучшей, так она еще и отстает кое в чем. И от учительницы начинает прилетать: что-то она у вас до сих пор считает на пальцах, что-то она медленно и плоховато читает, что-то и пишет как курица лапой, хуже всех в классе. Каждое такое замечание больно бьет меня по самому уязвимому месту. Как так? Я всегда была лучшая, так почему же мой ребенок... Я теперь не могу быть лучшей родительницей, матерью года, уникальной матерью одаренного ребенка.
Первая реакция - злость на школу и учительницу. Что ж вы так плохо учите, раз способный и одаренный мой ребенок до сих пор считает на пальцах? Злость и желание доказать, что они неправы. На этой волне мы и ушли из школы.
Вторая реакция - догнать и перегнать. Доказать всем: школе, учительнице, родственникам, что дело в школе. Что ребенок способный и при правильно организованных занятиях даст фору всем своим сверстникам. На этом этапе был подключен нейропсихолог, четко организованная структура занятий, позволяющая кратчайшим путем догнать и перегнать. Что, собственно, мне удалось, несмотря на сопротивление ребенка.
Третья реакция - злость и обида на ребенка. См. предыдущую статью. Здесь я ищу все более эффективные методики обучения, внедряю их в занятия, значительно опережаю программу... И встречаю отчаянное сопротивление дочери. Она, неблагодарная, наотрез отказывается со мной заниматься. И поговаривает о возвращении в школу, к учительнице. Здесь мой синдром отличницы получает второй удар. Оказывается, не все зависит от меня. Есть и другая заинтересованная сторона, которая совсем не заинтересована быть лучше, сильнее, выше. А которая заинтересована счастливо и без лишней нагрузки проживать свое детство, слушая сказки и занимаясь куклами.
В завершение этого цикла я второй раз перечитываю книгу "Саммерхилл". Вспоминаю зачем, собственно, ребенку семейное образование. И решаю оставить ее в покое. Пока. Пока не найду золотую середину. Или не разберусь окончательно со своими комплексами и не перейду в другую крайность - полный анскулинг.