В собраниях сочинений, подготовленных С.В. Жильцовым и изданных в девяностые, в первом томе есть четыре строчки:
Из фильма «Я родом из детства»,
Который из жизни идей,
Где я зарабатывал средства
Посредством гитары своей. <1967>.
В комментариях сказано: "Текст был написан автором на открытке, подаренной А. Евдокимову". Но по прошествии лет оказалось, что текст посвящения не совсем верный, потому что фотокарточка (а не открытка) была утеряна и Александр Дмитриевич Евдокимов восстанавливал текст по памяти (о чём составитель собрания сочинений почему-то не посчитал нужным упомянуть).
Но, как известно, "рукописи не горят" и через какое-то время фотография с автографом нашлась! По воспоминаниям одного из сотрудников музея Высоцкого на Таганке, где-то в конце 2001 или самом начале 2002 года фото принес в музей какой-то мужчина . И рассказал, что когда-то он был знаком с Евдокимовым и брал у него на время то ли рукописи, то ли фото на пересъемку. Взял в очередной раз и почему-то не вернул. Потом Евдокимов умер, а его обширное собрание материалов, связанных с Высоцким, было сдано в музей. Когда мужчина узнал об этом, то решил и эту фотографию тоже принести. Вполне вероятно, что история правдивая, поскольку он эту самую фотографию музею подарил, а не продал. Вот почему в первом томе собрания сочинений под редакцией Жильцова текст приведен не полностью и с ошибками. Ведь его многотомники вышли в свет в девяностых, когда автограф еще не нашёлся.
А.Д. Евдокимов собрал и сохранил множество рукописей Высоцкого, за что ему низкий поклон. Отдельная благодарность наследникам за то, что рукописи были сданы в музей, а не выставлены на торги. В 1996 году тиражом 400 экз. вышла небольшая книжка "Рукописи В. Высоцкого собрания А. Евдокимова" (изд. подгот. В. Ковтун, В. Сычев. - Киев: Высоцкий: время, наследие, судьба, 1996. - 152 с. - (Сер. "Источник"; Вып. I)). Там факсимильно воспроизведены 87 листов рукописей Высоцкого. Конечно, сейчас это библиографическая редкость.
Кстати, имя А. Д. Евдокимова известно не только в связи с Высоцким. Ведь Александр Дмитриевич в конце шестидесятых годов составил один из первых и основополагающих указателей современной отечественной научной фантастики (включающий и фильмографию советской кинофантастики) "Советская фантастика: 1917—1954 гг.: Опыт библиографии", опубликованный с продолжением в ежегодниках "Фантастика" изд-ва "Мол. гвардия" (1968—1970). Не зря составитель «Фантастики 1967» Роман Подольный назвал этот список в предисловии «ошеломляющим своей значимостью». Чтобы составить свои библиографические списки, Евдокимов просмотрел не только полсотни справочных изданий, но и 4000 номеров журналов 120 названий. В начале шестидесятых годов Александр Евдокимов вместе с женой Нелли Михайловной (Нинель Морицевной) [известной тогда переводчицей художественной литературы, прежде всего, научной фантастики] попытался создать «литературный салон». До 1968 года у них собирались фантасты, критики, любители НФ. (информация отсюда и отсюда).
Как же пересеклись пути "книжника" Александра Евдокимова и набирающего популярность певца и актёра Владимира Высоцкого? Тут надо вспомнить, что любительницей фантастики была его вторая жена - Людмила Абрамова. Она не только приохотила к фантастике своего мужа, но и познакомила его с фантастами - например, со Стругацкими, со Станиславом Лемом. Она же, видимо, и привела Высоцкого в этот домашний клуб любителей фантастики. Пишут, что Людмила Владимировна поддерживала знакомство с А. Евдокимовым до самой его смерти.
Из фильма «Я родом из детства»,—
Который из жизни детей,—
Где я выколачивал средства
Посредством гитары своей,
Дарю портрет (несу свой крест)
С желаньем не услышать свист.
Вам был известен как певец,
Теперь, надеюсь, как артист.
Моим друзьям Нелли и Саше.
Высоцк
Про посредство гитары автор немного преувеличил. Всё же в фильме "Я родом из детства" В. Высоцкий не только пел, а и сыграл одну из ведущих ролей. Это не первая его актёрская работа, но первая значительная роль. Вот портрет танкиста Володи и был вручён Евдокимовым с надеждой на положительную оценку (не портрета, конечно, а актерской работы). Надеюсь, получатели не разочаровались.
Это был гостеприимный дом, открытый для всех фантастов и не только. В период 1965-1967 года Высоцкий с женой бывали там часто. Вот такие воспоминания об этом доме приводятся в книге Ант. Скаландиса "Братья Стругацкие":
У Александра Дмитриевича и Нелли Михайловны Евдокимовых на Комсомольском проспекте, в квартире над высокой аркой сталинского дома собирались тогда и все фантасты новой молодогвардейской плеяды, и многие другие талантливые люди литературной Москвы.
Вспоминает Людмила Абрамова:
«К ним можно было прийти в любое время дня и ночи, и всегда был тут же готов кофе, и гора шоколадных конфет, и если была острая потребность, то делался и какой-то бутерброд, всегда было накурено, умно, шумно, страшно весело. Володя там был царь и бог. Нелли — переводчица НФ с английского для издательства „Мир“ в основном; Саша — публикуемый библиограф. Помимо фантастики, чем особенно знаменит, поэзия — наш серебряный век, и мастера перевода. Одна из его кличек среди книголюбов была — Сашка Клык. Он покупал, продавал, доставал любые книги. А для записи в трудовой книжке торговал газетами в киоске. По-моему, двигается мир такими, как Аркаша и Володя, а стоит мир вот на таких негромких подвижниках, как Евдокимовы».
Вспоминает Рафаил Нудельман:
«<...> И там висела на стене гитара — „для Высоцкого“. Там ему беззаветно поклонялись, там царил его культ, он туда часто заглядывал, там для него всегда была рюмка и гитара — выпить и сыграть, и он выпивал и пел очень щедро, (Речь явно идёт о периоде до 66-го года, потому что после 1968-го быстро закончились все и всяческие посиделки шестидесятников, в том числе и евдокимовские. — А.С.). Там я видел его с Люсей, в ту пору, когда шли переговоры о создании некого „Театра фантастики“, куда якобы готовы уйти от диктатора-Любимова несколько артистов во главе с Высоцким. (К этому будущему — несостоявшемуся — театру был написан, так, во всяком случае, говорил тогда сам Высоцкий, пародийно-космический цикл песен, начиная с „Тау Кита“. Я помню, спрашивал потом у Люси, как это всё сочиняется, и она сказала: „Во сне… Володя лежит, и вдруг у него начинает сильно стучать сердце… И я уже знаю, что сейчас он проснётся и станет записывать“.) Аркадий хохотал особенно заразительно. Они с Громовой вели эти переговоры о театре, дело продолжалось несколько недель, потом умерло как-то само собою, и это всё, чему я был свидетелем в этих отношениях. Но фантасты (АН, Громова, Мирер, Парнов и некоторые другие) собирались у Евдокимовых и сами по себе — им тоже охотно подавали рюмку, и вечера там проходили весело, в шумной профессиональной болтовне».
И еще один интересный факт, связанный с этими людьми, нашёлся в Журнале agrish (Андрея Гришина):
Не знаю, писал ли Дима (имею право, мы были на "ты") Высоцкого с натуры, но хорошо знал его в лицо, благо, зал, где выставлялась "двадцатка", находился в том самом доме на Малой Грузинской, где жил Высоцкий, и он на их выставках часто бывал. Сейчас портрет находится у человека, отчим и мать которого дружили с Высоцким, и сам он в юности не раз видел его у себя дома. А подарил этот портрет Дима его отчиму, А.Д. Евдокимову.
Он никак не связан с автографом Высоцкого, но "как причудливо тасуется колода..."
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков.