Найти в Дзене
Палач

10 сюжетных поворотов, испортивших достойные фильмы. Подлый Нолан, «Индиана Джонс» и смерть «Звездных войн»

Оглавление

В конце оказалось, что фильм не стоило смотреть.

Сюжетные повороты – далеко не главный критерий, по которому стоит судить о кино. Но иногда они оказываются настолько притянутыми и раздражающими, что способны испортить все впечатление от фильма. Хороший парень оказался плохим парнем? Вау! Все это на самом деле сон собаки? Спасибо, теперь пройденный путь не имеет никакого смысла. Вы понимаете, о чем речь.

-2

Какие же повороты в известных фильмах раздражают нас сильнее всего? Сейчас разберемся. Тем более, под рукой всегда есть такие гении, как Кристофер Нолан и М. Найт Шьямалан, а еще новая трилогия «Звездных войн». Осторожно, впереди фатальные спойлеры.

Близнецы и клоны в «Престиже»

Кристофер Нолан почти всегда выезжал на неожиданных сюжетных твистах и как бы сложных концепциях, из-за которых зритель должен подумать: «Наверное, это что-то очень умное!» А потом поставить жирный лайк. Технически в список его раздражающих концовок можно добавить и крутящийся волчок из «Начала», и подсказки Макконахи из «Интерстеллара». Но «Престиж» в этом смысле гораздо важнее.

-3

И важнее уже потому, что в нем Нолан раскрывает свой творческий метод фразой «Вы хотите быть обманутыми». Кристофер не столько режиссер, сколько успешный иллюзионист, а фанаты просто любят такие фокусы. Так вот, «Престиж», рассказывающий о вендетте двух фокусников, переходит все границы сразу.

Дело не в том, что герой Хью Джекмана выдает трюк с перемещением, убивая собственных клонов машиной Николы Теслы – это безумно, но в каком-то смысле интересно. Но когда секрет персонажа Кристиана Бэйла оказывается в том, что у него все это время был брат-близнец, глаза закатываются сами. Твист одновременно очень банальный и очень непредсказуемый, ведь это настоящее предательство и удар в спину. Мы-то ждали какой-то сложной схемы. Наверное, Нолан прав, и зрители действительно хотят быть обманутыми.

Пришельцы рушат вселенную Индианы Джонса

Франшиза «Индиана Джонс» стала великой благодаря топовому касту, остроумным диалогам, потрясающему саундтреку Джона Уильямса и, что важнее всего, лучшему палм-экшну в истории. Каждая серия была приключением о расхищении гробниц и поиске артефактов, а в фильмах присутствовала доля мистики. Вспомним хотя бы расплавленные лица нацистов из «В поисках утраченного ковчега». Но «Королевство хрустального черепа» уничтожило все.

-4

Хрустальные скелеты принадлежат пришельцам, но это еще ничего. Даже наоборот: такое открытие вписалось бы в кино о секретах древних цивилизаций, где сюжеты и так были похожи на хиты «РЕН ТВ». Но лицо серого пришельца и полет летающей тарелки в конце – это уже перебор. Скучно, глупо, с ужасным дизайном, а еще слишком быстро и скомкано.

Представьте, что вы читаете книгу, где каждая глава детально описывает приключения героев. Она может быть в разы слабее предыдущих частей и с раздражающими ошибками, но эй, вы уже начали. И тут вместо финала вам выдают: «Ну, короче, это все были пришельцы, ууу. Загорелось лицо, а потом тарелка сделала бум и улетела. Конец». Вас устроит такой поворот? Вряд ли.

Спасительная вода из «Знаков»

Если не касаться концовки, «Знаки» – отличный фильм. Один из лучших у М. Найт Шьямалана – по атмосфере и изобретательным сценам картина намного сильнее «Шестого чувства». Тут есть стремные сцены в кукурузном поле, таинственное пророчество жены Мела Гибсона, странные персонажи и тревожные сцены паники от визита пришельцев. Но Шьямалан не был бы королем сюжетных поворотов, если бы на этом все закончилось.

-5

Инопланетяне, которых в «Знаках» все так боялись, на деле оказались слабыми идиотами. Настолько, что представителя этой продвинутой мегарасы можно без особых последствий запереть в чулане. Но дело не в этом. Еще их можно приложить бейсбольной битой Хоакина Феникса, потому что так сказала умирающая женщина. Но и это не важно. Важно, что лошки из кукурузного поля дохнут от контакта с водой. Какое же отличное решение – напасть на планету, где воды больше, чем суши.

Но даже сам просчет пришельцев из «Знаков» можно было чем-то объяснить. И это могло быть новым крутым ракурсом на инопланетное вторжение – вы вообще видели кино, где его моментально и без проблем отбивали? Но хуже всего, что водное откровение пришло из ниоткуда и в последний момент. Видимо, чтобы спасти положение. Как будто Шьямалан понял, что не успевает придумать нормальную концовку, и схватился за первый попавшийся на глаза бытовой предмет – стакан воды.

Талия Аль Гул из «Темного рыцаря: Возрождение легенды»

Снова Крис Нолан, но это чистое совпадение. В отличие от традиционных нолановских фильмов, в его третьем «Бэтмене» нет квазифилософских откровений. Все гораздо проще, ведь у нас тут ужасное использование тропа «хороший персонаж все это время был плохим». Миранда Тейт, героиня Марион Котийяр, на самом деле оказалась не любовным интересом Бэтса, а дочерью его врага Ра’с аль Гула. И сценарий не делает с этим фактом ничего интересного.

-6

В том, что возникшая из воздуха героиня оказалась злодейкой, нет ничего нового и вдохновляющего. Но Талия могла стать серьезной угрозой, а не умереть десять минут спустя идиотским образом. Пересмотрите сцену ее смерти: и в дубляже, и в оригинале Котийяр испустила дурацкий предсмертный стон. Так умирают персонажи мультиков, а не супергеройского блокбастера с налетом темного реализма.

Жена-супергерой из «Хэнкока»

Когда-то «Хэнкок» с Уиллом Смитом был громким событием, но сейчас о нем забыли. И у нас были хорошие причины, чтобы почистить свои воспоминания. История бомжеватого супера, случайно разрушающего все, – отличный концепт. В этом смысле «Хэнкок» вышел даже рановато, потому что в 2008 году публика еще не устала от традиционных супергероев. Но, к сожалению, там был невыносимый сюжетный поворот с Мэри.

-7

Вдруг оказывается, что жена пиарщика Рэя, взявшегося перевоспитывать супергероя, все это время владела суперсилами и три тысячи лет назад была женой самого Хэнкока. Блин, как удобно. Он ведь мог подружиться с другим чуваком, а подружился с этим. А так можно вспомнить свое прошлое, да и у фильма теперь есть концовка. С таким же успехом это могла быть продавщица мороженого или уборщица в отеле. Возможно, линия с суперМэри не была бы такой ужасной, если бы не держалась на счастливой случайности. Но получилось так, как получилось.

Семейные связи в «Звездных войнах: Скайуокер. Восход»

Сюда можно засунуть весь девятый эпизод. Он плох настолько, что хочется притвориться, будто его никогда не существовало. Мы уже почти привыкли к тому, что Disney испортил все, что касалось судьбы троицы Хан-Люк-Лея из оригинальной трилогии Лукаса. Но конец новой истории – какая-то шутка.

-8

Император Палпатин жив? Отстой и кошмар, но была надежда, что это каким-то образом все объяснит. И каково же было разочарование, когда выяснилось, что Рэй все это время была его внучкой. Дед, будто бы забывший принять вообще все таблетки, не был похож на семьянина, который размножается и заводит детей. Настоящее издевательство над Палпатином, Скайуокерами и всем-всем-всем, что происходило до того. Ну какая еще внучка?

Серьезно, в «Звездных войнах» уже был один момент с неожиданным отцовством, ставший мемом такого масштаба, что этот прием лучше не повторять в ближайшие сто лет. Бессмысленная смерть Бена Соло/Кайло Рена после поцелуя с Рэй в этом контексте уже кажется обычной мелочью, хотя многие критики посчитали оскорбительным именно этот момент. То есть «Я – твой дед» – это нормально? Не знаю, ребят, один ли фильм мы смотрели. «Звездные войны» после такого могли умереть как явление, но всех спас успех «Мандалорца». Повезло. На этот раз.

Множественные личности в «Идентификации»

«Идентификация» – триллер 2003 года с Джоном Кьюсаком и Рэем Лиоттой. По сюжету несколько человек останавливаются в придорожном мотеле в плохую погоду, а один из них оказывается убийцей. И никто не знает, кто именно. Классика. Зрителю постоянно намекают, что местный коп – не совсем коп, а ближе к концу оказывается, что он сбежавший заключенный. Все вроде бы движется к развязке, как вдруг в конце мы уходим в совершенно другую линию.

-9

Оказывается, что история происходит в голове серийного убийцы Малкольма Риверза, осужденного за убийство шести человек. А все герои, кроме доктора Малика, части его сознания, распавшегося на множественные личности и по некоторым причинам начавшие гасить друг друга.

Весь сюжет «Идентификации»– вариация тропа «Все это было сном собаки», еще и подведенная под теорию множественных личностей, Билли Миллигана и так далее. Какое разочарование. Конечно, было бы хуже, если бы все просто оказалось сном. Но вышло так, что сюжет триллера был намного интереснее, пока нам не рассказали, в чем прикол.

Неожиданное откровение в «Роковом числе 23»

Каким-то непонятным образом «Роковое число 23» постоянно упоминают в списке хороших фильмов с Джимом Керри. «Человек на Луне», «Шоу Трумана» – это пожалуйста, но к чему здесь этот импотентный триллер? Главная его проблема как раз в том, что сюжетный поворот, видимо, упал в детстве, и у него начисто отбило оригинальность.

-10

Уолтер Спэрроу начинает читать роман «Роковое число 23» и постепенно сходит с ума, потому что события книги как будто повторяют его жизнь. А число он начинает видеть везде и во всем. Нужно быть совсем слабеньким зрителем, чтобы на середине не догадаться, что убийцей и автором книги все это время был сам главный герой, а теперь он как бы вспоминает события. Но ведь можно было надеяться на поворотик получше? Скажем, если бы Уолтер пришел к такому выводу, а оказалось, что убийца все-таки не он.

Эмоция от сюжетных откровений «Рокового числа 23» – уныние. А еще желание пересмотреть фильмы, где тот же прием исполнили с большим изяществом. Например, «Остров проклятых» Мартина Скорсезе или «Тайное окно» по роману Стивена Кинга. Кинотроп может взбесить и там, но в «Роковом числе 23» все слишком быстро угадывается, а ничего не подозревающий фильм делает вид, что сейчас удивит! Его родители-сценаристы в этот момент шепотом подсказывают: «Подыграйте, он у нас дурачок».

Симуляция всего в «Море соблазна»

«Море соблазна» с Мэттью Макконахи – не самое хитовое кино на свете, но в него положили одну из худших версий сна собаки. Ветеран Ирака попадает на тропический остров, где его втягивают в рискованную авантюру. Бывшая жена просит спасти ее сына Патрика от опасного отчима Фрэнка. Выглядит клево, да.

-11

Проблема в том, что Патрик – геймдизайнер и автор игры про тропический остров, герой которой, созданный по воспоминаниям об отце, спасает его от отчима. Тогда Макконахи осознает, что он – лишь персонаж, и пытается решить проблему с тем, что в игре Патрика нельзя убивать других персонажей. Он делает так, чтобы Фрэнк выпал за борт и как бы спасает Патрика.

Думаете, худшая часть этого пост-мета-прикола – что все происходит в компьютерной игре? Вы правы, только это не все. В конце мы узнаем, что Патрик из реальности напал на отчима с ножом. А как же правило, что персонажей убивать нельзя? Или вместо этого нам подарили посыл из русской чернухи а-ля «игры играми, а жизнь такая: у нас соседа пасынок прирезал»? Так это какой-то отстой. А идею с симуляцией, если что, казнили еще в первом сезоне «Рика и Морти».

Авраам Линкольн – обезьяна?

Ужасающий способ телеграфировать сюжетный твист от маэстро Тима Бертона. Кринж был изобретен в 2001 году благодаря «Планете обезьян». Лео Дэвидсон, главный герой фильма, полетел в космическую аномалию, чтобы спасти экспериментальную обезьяну. Он попал в мир, населенный разумными приматами, где людей используют как рабов. Там Лео организует восстание и меняет местное общество к лучшему. Окей, понятно. А что дальше?

-12

Дальше финал, где Лео как бы возвращается обратно на Землю и совершает аварийную посадку возле здания Конгресса США. Он смотрит на знакомые очертания статуи Авраама Линкольна, а тот оказывается обезьяной с лицом злодея Тэйда! Чтооо?! Нет, а реально, что тут вообще произошло? Если Тэйд захватил Землю, то непонятно, как. А если это отдаленное будущее Земли, то вопросов не меньше.

«Планета обезьян» Бертона вызывает исключительно смущение. Особенно в сравнении с концовкой оригинальной «Планеты обезьян» 1968 года, где главный герой обнаруживает, что попал не на чужую планету, а на свою собственную, но спустя много лет после разрушительной ядерной войны. Это был один из лучших твистов в истории, а старина Тим зачем-то устроил ему ужасный даунгрейд.

9 кинозлодеев, которых можно оправдать. Враги Человека-паука, «Мстителей» и Джека Воробья

11 самых тупых смертей в кино и сериалах. Оби-Ван и дурацкая героиня «Гарри Поттера»