Найти тему
Классическая ГИТАРА

Почему на пианино не может быть больше 88 клавиш?

На самом деле, может быть, и иногда есть. Есть инструменты до 97 клавиш и выше. Однако рынок для них невелик.

Диапазон стандартного фортепиано составляет от 27,5 Гц до 4,186 кГц. Технически 27,5 Гц уже немного ниже нормального порога в 32 Гц для музыкально различимых нот, поэтому низкая частота на слух часто воспринимается как невнятное «рычание». Верхние ноты фортепиано ниже самой высокой ноты оркестрового пикколо (флейты), которая составляет около 5 кГц, но ноты фортепиано на такой высоте уже будут «жестяными», резкими. Дальнейшее повышение тона не даёт никакого особого музыкального преимущества или ценности.

Фортепиано уже является одним из самых гибких инструментов и имеет второй по величине диапазон после органа. «Стандартный» орган имеет диапазон от 20 Гц до 7 кГц. Тем не менее, есть существенные нюансы написания органной музыки, потому что разные органы сильно различаются по своей конструкции.

Соборные органы издают звуки до 8 Гц. Это намного ниже порога слышимости и скорее ощущается как некий глубокий гул, чем как низкая нота. Но вы всё ещё можете «услышать» такой звук — из-за его обертонов.

На практике общедоступной, записанной с помощью нотации музыки не существует для фортепиано за пределами 88-клавишной зоны. Скорее всего, её никогда и не будет: современная электронная клавиатура может просто переключаться на октаву вверх или вниз, если по какой-то причине исполнителю требуется более низкий или более высокий тон.

На этом инструменте 97 клавиш.
На этом инструменте 97 клавиш.

Австралийская компания «Stuart and Sons» производит концертные фортепиано со 102 и 108 клавишами. Они необычны ещё и тем, что не бывают чёрными.

Интересный факт об органной музыке заключается в том, что каждое произведение пишется для определённого органа. Нет двух одинаковых органов. У каждого из них разные диапазоны, разные голоса и разные регистры, в зависимости от желания и способностей мастера, бюджета и места сборки (постройки) инструмента. Каждое исполнение «нестандартного» органного произведения (написанного не для этого конкретного органа) должно быть адаптировано органистом.

Возможно, 88-клавишный формат фортепиано был стандартизирован примерно в 1890 году. До этого каждый производитель принимал собственные решения о «правильном» количестве клавиш.

По материалам публикации бельгийского музыканта и педагога Мартина Тернера, и комментариев к ней.