Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Чем древний человек отличался от животных: Переоценка опытов

Если сразу перейти к сути, — а это будет неожиданный, сильный ход, — то все живые существа остаются живыми, а иногда даже продолжают свой род, исключительно благодаря опыту. Даже бактерии используют решения, найденные предыдущими поколениями. И то, что у бактерий нет мозга, не имеет значения. Опыт примитивных животных — это наследственный опыт, хранилищем которого является ДНК. С переходом от простейших к более прогрессивным формам, обладающим центральной нервной системой, опыт лишь начинает определять всё более сложные — уже поведенческие, а не только физиологические, — реакции организма на внешние раздражители. То есть, опыт членистоногих и даже рыб, — можно бы сказать, что и рептилий, если б теперь понятие «рептилия» не стало слишком неопределённым, — весьма обширен. Глядя на муравейник или пчелиную семью (последнем случае требуется разумная осторожность), можно лишь удивляться тому, насколько хитроумными бывают поведенческие приспособления насекомых. Но это опыт не особи, не семьи,
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Если сразу перейти к сути, — а это будет неожиданный, сильный ход, — то все живые существа остаются живыми, а иногда даже продолжают свой род, исключительно благодаря опыту. Даже бактерии используют решения, найденные предыдущими поколениями. И то, что у бактерий нет мозга, не имеет значения. Опыт примитивных животных — это наследственный опыт, хранилищем которого является ДНК. С переходом от простейших к более прогрессивным формам, обладающим центральной нервной системой, опыт лишь начинает определять всё более сложные — уже поведенческие, а не только физиологические, — реакции организма на внешние раздражители.

То есть, опыт членистоногих и даже рыб, — можно бы сказать, что и рептилий, если б теперь понятие «рептилия» не стало слишком неопределённым, — весьма обширен. Глядя на муравейник или пчелиную семью (последнем случае требуется разумная осторожность), можно лишь удивляться тому, насколько хитроумными бывают поведенческие приспособления насекомых. Но это опыт не особи, не семьи, а вида. Даже таксона, так как и вид наследует полезные инстинкты от вида предкового, а предковый от своих предков, — и так до кембрийских мелководий, как минимум.

И это всё — до крайности тривиально. Наследственный опыт имеет ценность ограниченную, так как сохраняет лишь решения задач типовых, — бесчисленное количество раз воспроизводившихся от поколения к поколению. При отклонении условий задачи от наиболее вероятных, прописанное на уровне инстинкта решение окажется бесполезным, ошибочным и даже самоубийственным.

Однако, и преимущества подхода велики. Наследственный опыт не нужно накапливать, обрабатывая и сохраняя информацию, что позволяет обойтись мозгом минимального размера. Плюс, каждое существо уже знает всё от рождения, а значит… может жить кратко. Нет. Может и долго, — но это не даст ему преимуществ, а виду только повредит, снизив темпы накопления и обновления опыта.

Это всё тоже тривиально. Как тривиальным будет и последующее замечание: более перспективным способом приспособления, позволяющим адаптировать поведение под широкий спектр условий, является накопление опыта индивидуального. Который во многих случаях дополняется общественным, накапливаемым группой. Наблюдение за поведением других представителей вида, и в первую очередь подражание родителям, позволяет узнать решения задач, с которыми животное не сталкивалось… Человек, само собой, является венцом прогресса в данном направлении.

Теперь уже можно перейти к моментам менее очевидным. Различие между человеком и прочими высшими позвоночными, обладающими сознанием, носит, всё-таки, качественный характер. Дельфины и слоны превосходят людей по размеру мозга, а значит, в каком-то смысле и интеллектуально, — размер имеет значение, являясь мерилом «вычислительных мощностей». Вопрос в способе их применения, — и это сложный вопрос, — речь же о том, что только у человека общественный опыт является основным, а наследственный фактически не играет роли.

У большинства животных, даже считая «мыслящие» виды, — даже весьма умных, таких как вороны и крысы, — наследственный продолжает оставаться основным, — обеспечивающим выживание на 80-90%. Личный опыт лишь дополняет его, шансы на выживание в условиях отклоняющихся от стандарта повышая. Общественный же является не более чем полезным бонусом, без которого животное вполне может и обойтись.

Более высокостоящей формой являются животные обладающие крупным — в том числе, в абсолютном измерении, — мозгом и ведущие общественный образ жизни: обезьяны, киноиды, слоны, дельфины. Но и в их случае наследственный опыт достаточен сам по себе, обеспечивая, как минимум, половину успеха. Личный опыт важен, общественный также обширен, но роль продолжает играть третьестепенную.

У человека, как отмечалось выше, — всё наоборот. Причём, давно. Переломным, — потребовавшим коренной переоценки ролей разных видов опыта, — стал ещё момент перехода к орудийной деятельности. Копившийся десятками миллионов лет наследственный опыт ничего об использовании камней не говорил, а они 3.5-4 миллиона лет назад, став заменой клыков, уже стали, в каком-то смысле, необходимой частью организма. Начиная с этого этапа наследственный опыт объективно стал избыточным и даже вредным, так как принципиально изменился способ приспособления, и ничего разумного инстинкты — кроме фундаментальных — подсказать уже не могли. Отбор заработал на «затирание записей».

Но личный опыт также не в полной мере отвечал требованиям нового образа жизни. Так как сложность действий связанных с изготовлением орудия была слишком велика, чтобы вероятность индивидуального переоткрытия этого секрета каждой особью представлялась разумной. Однако, без орудий — без рубил — предлюди и ранние люди выживать уже не могли. Что автоматически сделало общественный опыт первостепенным. А вскоре затем и практически единственным, — до возникновения эффекта Маугли, при котором особь, воспитанная вне окружения других представителей вида, оказывается неспособной к выживанию.

… «Воспитанная» здесь ключевое слово. «Переоценка опыта» имела и физические последствия, крайне замедлив развитие. Помимо человека, есть и другие животные живущие долго и созревающие поздно. Однако, если взять вероятную продолжительность жизни древнего человека, окажется что более половины своего присутствия на планете он нуждался в опеке старших, не достигнув ни половой зрелости, ни полного физического развития. У каких-либо иных видов настолько неблагоприятной ситуации, — кстати, крайне негативно отражающейся на темпах воспроизводства, — не складывалось.

«Отключение» наследственного опыта, с заменой оного общественным и личным, отразилось на скорости физического развития. Быстрый рост, просто, стал нецелесообразным. Исходя из одной лишь физиологии, зрелости и полного размера, — включая размер мозга, — животное размером с человека может достичь и за три года. Но нужный для выживания опыт за такое время накоплен не будет, а врождённый просто отсутствует, — кроме дыхания и глотания учиться нужно буквально всему. Оставаясь в зависимости от старших, существо просто будет нуждаться в большем количестве пищи.