Найти тему
Mojjet

Настоящее будущее: Чистописание как новая латынь

Система образования, по естественным причинам, очень инертна. Она подолгу сохраняет в себе следы прошлого: то, что было когда-то очень важным, со временем утрачивает значение, но ещё долго изучается просто так, на всякий случай. 

«Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона (1687 год)
«Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона (1687 год)

Взять латынь. Когда-то это был международный язык науки, ни один уважающий себя серьезный ученый не мог без неё обойтись. Ньютон писал свои трактаты на латыни. Поэтому логично, что латынь была частью фундаментального образования. Но уже в XIX веке всё стало не так, научные труды стали публиковать на «обычных» языках и разве что врачи ещё до некоторой степени продолжали пользоваться латынью для обозначения хворей, да биологи для своих классификаций живности. Всем прочим она могла пригодиться по чисто декоративным причинам: прочитать в оригинале Горация или щегольнуть крылатой фразой вроде: homo homini lupus est.

И тем не менее латынь в России учили во всех гимназиях до начала XX века, и если бы не революция, то учили бы и дальше. 

А теперь такой «новой латынью» становится чистописание. 

Задумайтесь, как часто современному взрослому человеку приходится писать от руки что-то сложнее, чем личная подпись? Трудно представить? 

-2

Да, когда-то это был весьма ценный навык. В Древней Руси немногие достаточно грамотные монахи переписывали важные книги. Гораздо позднее в каждом учреждении была особая категория работников, этакие «человеки-принтеры», которые занимались только переписыванием набело подготовленных кем-то другим проектов документов. (Именно в такой должности был жалкий герой гоголевской «Шинели» Башмачкин.) Позднее на смену им пришли пишущие машинки с прилагающимися к ним машинистками. 

-3

Но и тогда люди продолжали писать: на службе - черновики, дома - частные письма. Культура личной переписки была еще вполне жива в середине XX века, и стала сходить на нет только к его концу - тут сыграла свою роль сначала телефонизация, а потом и интернет. Мало кому захочется писать настоящее письмо, если можно просто позвонить, нащёлкать короткое сообщение, или настрочить электронное письмо с моментальной доставкой в любую точку земли.

-4

Хоть какой-то смысл в ручных записях остается только в учебном процессе - чтобы вести конспекты уроков-лекций или набрасывать варианты решения тех или иных задач. Но и это в нынешних реалиях уже можно заменить более технологичными вариантами. Вместо лекции - электронная презентация, речь учителя можно записать на диктофон, а перевести её в текст можно с помощью специальных программ, да и записи от руки тоже уже поддаются расшифровке и оцифровке. А если что-то надо записать буквами, то это можно сделать, напечатав их хоть на ноутбуке, хоть на планшете, хоть на любом смартфоне. 

-5

Собственно, уже сейчас не будет большой фантастикой заменить школьные учебники и тетради планшетами, подключенными к школьной сети, так чтобы ученикам были доступны материалы урока, а учителю - выполненные задания. 

Лет через десять-двадцать для чистописания всё станет еще «хуже» - оно останется уделом художников-каллиграфов, для выражения незамутнённой, почти абстрактной красоты знака, этакого иероглифа, загадочного рукотворного сфинкса.

-6