Лидер кубинской революции после свержения режима Батисты выглядел в глазах жителей США героем, которого обожали миллионы.
Фидель Кастро с юности любил Нью-Йорк, с которым у него были связаны романтические воспоминания. В 1948 году, получив диплом юридического факультета Гаванского университета, будущий лидер Кубы провёл в этом городе медовый месяц с первой женой – Миртой Диас-Баларт. Молодожёны прожили три месяца на 82-й Западной улице недалеко от Централ-парка. Мир ещё не знал, что Фидель возглавит революцию на родине, на десятилетия встанет во главе страны и вовлечёт её в долгое противостояние с могущественным соседом – США.
Через семь лет Кастро появился в Нью-Йорке снова – кубинские беженцы от режима Фульхенсио Батисты знали его как вдохновителя неудавшегося вооруженного восстания против диктатора. Фидель успел отсидеть в тюрьме за организацию этого восстания, а в это время его жена нашла у него любовные послания к другой и подала на развод. Уже в одиночестве Кастро приехал собирать у кубинской диаспоры деньги на новую революцию. После ещё одной неудачной попытки восстание увенчалось успехом в январе 1959 года – Батиста был свергнут, а во всех больших городах Кубы воцарилась власть войск Кастро.
В апреле 1959 года Фидель Кастро снова приехал в Нью-Йорк – уже как триумфатор. США встретили падение режима Батисты с оптимизмом, глава восстания обещал после восстановления стабильности на Кубе возобновить свободные выборы и называл будущее страны демократическим. В рассказе об этом визите BBC пишет: «6 января Кастро вошел в Гавану как триумфатор, его встречали восторженные толпы — всё это напоминало сцены освобождения Парижа от нацистов. На Кастро тогда смотрели как на международную знаменитость, он и его «барбудос» стали кумирами многих американцев (и американок), видящих в них освободителей — молодых и сексуально привлекательных».
Именно поэтому все пять дней визита в 1959 году Фидель буквально купался во внимании и восторгах публики. Толпа нью-йоркцев окружала его везде – однажды полиция 20 минут помогала ему пройти 90 метров при переходе к отелю, раздвигая восторженных поклонников. Фидель демонстрировал демократичность и постоянно перепрыгивал через ограждения, чтоб пожимать руки «моему народу» (по его собственным словам). Пресса сравнивала ажиотаж вокруг Кастро с популярностью Элвиса Пресли, а самого политика – с Джорджем Вашингтоном. Одна из восхищённых американок воскликнула: «Фидель — это лучшее, что случилось с североамериканскими женщинами после Рудольфа Валентино».
Фидель Кастро побывал в зоопарке Нью-Йорка, и весь мир облетело яркое фото, где кубинский лидер революции и бенгальский тигр смотрят друг на друга, запечатлённые в профиль. Лидер «барбудос» с удовольствием поедал хот-доги и мороженое, наслаждался лучшими стейками и с триумфом проезжал по городу. На одной из встреч с Фиделем дети надели на себя искусственные бороды, чтобы походить на кумира. Казалось, перед Кубой встаёт заря светлого будущего, и жители Нью-Йорка приветствовали её появление. Но обожание американцев быстро закончилось. Уже в следующем году между США и Кубой разгорелся конфликт.
Кастро национализировал банки, большинство из которых принадлежало американцам, Совет министров Кубы принял закон об аграрной реформе, изымавший крупные земельные участки у владельцев для раздела между крестьянами. Руководитель Кубы стремительно сближался с коммунистами, что не могло понравиться руководству США. Кастро встретился с Хрущёвым и призвал США не недооценивать решительность СССР в использовании ядерного оружия. Уже через месяц президент США Дуайт Эйзенхауэр ввёл эмбарго на торговлю с Кубой – оно продолжалось несколько десятилетий. Вскоре ЦРУ начало планировать покушения на Кастро – по некоторым версиям, он пережил 637 покушений. Апрельский визит Фиделя в Нью-Йорк и восторженные овации американок остались далеко позади.
Фото: Persona Stars; Legion-media