Найти в Дзене
В гости к бабушке Европе

Два города, две выставки: сравниваю коллекции Сергея Щукина в Эрмитаже и Ивана Морозова в ГМИИ

Оглавление

Многое случается очень вовремя – ровно тогда, когда нужно. Весной я наконец посмотрела – с десятилетним опозданием! – чудный документальный фильм Леонида Парфёнова «Глаз Божий», который был снят к столетию Музея изящных искусств на Волхонке в 2013 году. Фильм и вправду классный, кто ещё не видел – рекомендую! И в этом фильме очень много внимания уделено русским коллекционерам европейской живописи – Ивану Морозову и Сергею Щукину, самым верным и самым щедрым покупателям Сезанна, Матисса, Пикассо и прочих гениев своей эпохи.

Как только посмотрела и осмыслила впечатления, так сразу узнала, что в Россию наконец-то возвращаются все эти картины, которые долгое время были на «гастролях» во Франции (и долго не могли вернуться сначала из-за пандемии, потом из-за войны). И теперь будут выставки: коллекция Морозова – в музее на Волхонке в Москве, а коллекция Щукина – в Эрмитаже… кто скажет, что не вовремя?

Короче, я решила, что мне нужно на обе.:) Так что приготовьтесь, теперь я буду долго и нудно рассказывать обо всех аспектах этих визитов.

Как купить билеты и сколько они стоят

Начнём с формальностей.:) Первое и запоминающееся: билет на выставку коллекции Ивана Морозова в Москве стоит 800 рублей, на выставку коллекции Сергея Щукина в СПб — всего лишь 300. Я не знаю: может быть, у Эрмитажа и у ГМИИ разный уровень федеральных дотаций, поэтому такая разница в ценах?.. Или считается, что петербургская публика менее обеспеченная? Иначе даже обидно за Щукина: чего ж так дёшево оценили? Коллекция-то уж явно не хуже!

Следующий нюанс – масштаб востребованности и лёгкости добычи билетов. На выставку коллекции Морозова билеты в наличии есть всегда — ну, или я не заметила трудностей. Я вяло собиралась туда не меньше месяца – открывала сайт, прикидывала планы, снова и снова откладывала визит, – и все это время билеты на удобное мне время (вечер или выходные) всегда были в наличии. В итоге купила на вечер пятницы накануне визита, довольна, всё хорошо.

В Петербурге всё оказалось сложнее. Когда я только подумала о гипотетическом желании сгонять на выставку Щукина и открыла сайт Эрмитажа, я ахнула: даже на месяц вперёд билетов нет! Только на самые неудобные сеансы: в 9:45 или в 20:00. Уверена, кто-то обязательно списал бы эту тенденцию на особый культурный уровень жителей СПб, мол, не чета московскому... Или, может быть, перекупщики стараются? Однако я полагаю, что всё гораздо проще. Значительная доля картин из обеих коллекций – из постоянной экспозиции ГМИИ, доля эрмитажных там меньше. Не секрет, что живопись ХХ века в Москве представлена лучше. Так что москвичи, думаю, большинство этих полотен неоднократно видели в постоянной коллекции – вот и не видят смысла толкаться. Или мне так кажется.:)

В итоге я купила билеты именно на 9:45 в одну из августовских суббот: выспаться после вечернего «Сапсана» – и вперёд, мы хотим видеть картины! Честно говоря, идея устроить себе невыносимо культурные эрмитажные выходные зрела у меня довольно давно — ну а теперь такой хороший повод.:)

Коллекция Морозова — как встречает музей на Волхонке

На выставку коллекции Морозова в ГМИИ я пришла на вечерний пятничный сеанс за полтора часа до закрытия – народу было много, но без безумной толпы и толчеи, нормально. Важный нюанс: за указанным на билетах временем начала сеансов действительно следят — охрана начинает пускать не раньше, чем за 15 минут до назначенного времени (и, соответственно, опоздать можно не более чем на 15 минут). Так что ни приходить заранее, ни опаздывать не нужно.

Открывает экспозицию небольшой зал, где представлены картины из коллекции Михаила Морозова – брата коллекционера... ну а потом – всё то, чем Иван Морозов по праву мог гордиться: Сезанн, Матисс, Боннэр, Ренуар, Гоген, Пикассо... ну и так далее! Где-то залы полностью посвящены одному автору – например, отдельный зал выделен под Сезанна – где-то полотна собраны тематически. Как я понимаю, кураторы выставки поставили себе задачу развесить картины хоть приблизительно так, как они висели в особняке у Морозова. Например, посвященный античной мифологии цикл Мориса Дени показан так, как располагался в доме заказчика — кстати, в особняке на Пречистенке над этими огромными панно был стеклянный потолок работы инженера Шухова, так что свет падал естественный.

Сильный и красивый кураторский ход — разместить подсвеченный негатив «Ночного кафе» там, где ему было бы самое место: в зале с работами Ван Гога. Это чуть ли не единственное полотно из коллекции Морозова, которое Россия упустила: в 1933 году его продали в США. Вот и остался только призрак, фантом, негатив... После этой продажи, кстати, распался задуманный Морозовым дуэт: «Ночное кафе» Ван Гога должно было перекликаться с «Кафе в Арле» Гогена.

Ну а где-то организаторы выставки сами решили, что и с чем должно перекликаться. Например, два варианта «Бульвара Капуцинок» – работы Коровина и Моне – висят рядом, перпендикулярно друг другу. Можно сравнивать, чей взгляд на Париж тебе импонирует больше.:)

Вот где я зависла надолго, так это возле триптиха «У Средиземного моря» Боннэра — огромного панно, которое некогда украшало лестницу в доме Морозова. Ну это, наверное, моя накопившаяся тоска по Италии вырвалась наружу.

-2

Ещё здорово посмеялась при виде натюрморта Матисса: он лаконично называется «Фрукты, цветы и панно «Танец». На одной картине Матисса – кусочек другой картины Матисса. Оч-ч-чень изящный самоплагиат.:) Но для Ивана Морозова, как я понимаю, такая картина имела особую ценность, это своего рода фига в кармане: ведь само панно «Танец» (равно как и «Музыка») ушло в коллекцию конкурента Щукина. Ну а Морозов, значит, хоть так сумел обладать кусочком «Танца». Изящно.:) Ну, другое известное полотно в том же духе – это портрет Ивана Морозова на фоне натюрморта «Фрукты и бронза» Матисса. Только на сей раз Матисса перерисовывал Валентин Серов – ну, это было нужно, чтобы показать Морозова именно коллекционером, красивая задумка.:) они, кстати, висят рядом: оригинальный Матисс – и Матисс в исполнении Серова (обычно этот портрет хранится в Третьяковской галерее).

Оригинал панно "Танец" - в коллекции Сергея Щукина и на выставке в Эрмитаже. Но Ивану Морозову и ГМИИ тоже свой кусочек "Танца" достался.:)
Оригинал панно "Танец" - в коллекции Сергея Щукина и на выставке в Эрмитаже. Но Ивану Морозову и ГМИИ тоже свой кусочек "Танца" достался.:)
-4

Кстати, раз уж сказала про портрет работы Серова... важный нюанс в понимании коллекции Морозова — тот факт, что он собирал не только французских мастеров, но и российских современников. Здесь Коровин, здесь Шагал, здесь Врубель, здесь Серов... здесь как нельзя лучше показано, что российское искусство есть плоть от плоти западно-европейского. И портрет работы Серова, в который вписана этак половина натюрморта Матисса — как на мой взгляд, лучшее тому подтверждение. Ну не получается у нас друг без друга.:) Впрочем, об этом я писала совсем недавно.

Что же касается Пикассо, в экспозиции — всего три полотна. Гораздо более активным покупателем и поклонником Пикассо был Щукин, ну а Морозов ограничился единицами: «Арлекин и его подружка», портрет галериста Амбруаза Воллара (тот ещё манифест кубизма!), и, конечно, «Девочка на шаре». Она завершает экспозицию: смотришь на неё – и сразу идёшь к выходу. По-моему, очень достойный финал выставки, красивый последний аккорд.

Коллекция Щукина — как встречает Эрмитаж

В Петербург — точнее, в Эрмитаж — меня провожало недоброе напутствие коллеги, обозревателя отдела культуры и искусства: мол, выставка неудачная, слишком тесная, картины рассмотреть невозможно... ну, в общем, вернёшься — сравним ощущения.:) Я заранее решила, что обращать внимание на чужие впечатления не буду, у меня есть своя голова на плечах, и мнение я всегда стараюсь составить сама...

...забегая вперёд, скажу: правильно сделала!

-5

Итак, билеты были куплены на 9:45 на субботу — и это было самое верное решение! Мы подошли чуть заранее, запускали без проблем — и запускали в абсолютно пустой зал, где можно было хотя бы 15-30 минут провести практически наедине с полотнами французских мастеров. Или, по крайней мере, без толп: те подтянулись позже, а вот рано утром было прекрасно. Единственный возможный минус: сувенирный киоск ещё не открылся, да и фиг с ним!

В Эрмитаже к задаче воссоздания коллекции подошли серьёзнее — здесь картины и вправду постарались развесить точно так, как они некогда висели в особняке у Щукина. Ну а висели они там очень густо и плотно — это подтверждают старые фотографии. Одна только комната Пикассо чего стоит — порядка 50 полотен, размещённых в небольшом помещении от пола до потолка. Ну а гогеновский иконостас — вообще устоявшееся понятие! И да, ведь не врут: действительно иконостас.

-6

Мои друзья-искусствоведы именно эту плотность экспозиции очень ругали: мол, коммунальная квартира для живописи какая-то, ничего не разобрать! Ну... у искусствоведов, наверное, свои аргументы, а вот я наивно скажу: если автор коллекции развешивал свои сокровища именно так — кто мы такие, чтобы это оспаривать?.. Нет уж, давайте смотреть на коллекцию именно глазами Щукина: сразу много Пикассо, много Матисса, много Гогена, много... да всех много! Так впечатления получаются более концентрированные — и, пожалуй, более сильные.

Жемчужина коллекции — конечно, панно «Танец» и «Музыка» работы Анри Матисса. Предысторию я знала и раньше: мол, сначала Щукин заказал эти панно для лестницы в своем доме, потом дрогнул, впечатлившись скандалом и критикой на парижском художественном салоне, отказался, потом всё-таки передумал... ну да, а теперь эти панно — одно из главных сокровищ искусства ХХ века. Ну да. Однако именно на выставке, когда проходишь постепенно — от изящных Моне и Писсарро к этим ярким краскам Матисса — становится особенно понятно, почему критики так глумились.

-7

Ну да: всего-то 2-3 цвета, простые линии, резкие движения, никакой перспективы, никаких сложных деталей... детский сад! Конечно, если сравнивать это с «Оперным проездом» Писсарро, получается нечто, за что моя первая учительница Алла Валентиновна точно влепила бы тройку по рисованию.:( Ну да, ну да. Кто ж знал-то... Зато — глаз не оторвать.

Я не любительница Пикассо, поэтому выскажусь нейтрально: да, много, да, впечатляет... но всё-таки здесь Пикассо уже на пике кубизма. Лично мне больше радует глаз «Девочка на шаре». Что еще? Сезанна, пожалуй, в коллекции Морозова значительно больше, и подборка там интереснее (хотя чудесные «Арлекин и Пьеро» достались Щукину), а вот от стены с Гогеном я долго не могла отойти — много, ярко, знакомые с детства полотна... да и плевать, что на красном фоне. Впечатляет.

-8
-9

Несколько известнейших картин Ренуара и Моне — только в формате фотографий: насколько мне известно, полотна в плохом состоянии, поэтому ГМИИ попросту не отпустил их никуда из Москвы. Ни в Париж, ни в Петербург. Висят в новом здании на Волхонке.

Возвращаясь к Матиссу... Здесь тоже нашлась картина сродни той, на которую я обратила внимание в ГМИИ: натюрморт, на котором изображены цветы и фрагмент панно «Танец». Нравился он автору, вот нравился... Сразу вспомнила старую шутку нашего журналистского цеха: мол, если один текст был продан менее трёх раз — значит, он пропал зря.:) Видать, Матисс примерно так же рассуждал насчёт своего La Danse...

-10

Так что выскажу почти крамольную для меня-москвички мысль — выставка в Эрмитаже мне понравилась даже больше.:) Ярче, насыщеннее, интенсивнее. Сильнее бьёт по глазам и по мозгам, — но и в памяти отпечатывается гораздо сильнее. Коллекция Морозова в ГМИИ тоже прекрасна, конечно, но она обволакивает и очаровывает гораздо деликатнее, спокойнее, академичнее... Но, возможно, секрет успеха был именно в самом раннем утреннем сеансе: допускаю, что среди толпы картины в Эрмитаже смотрелись бы совсем иначе. Кто рано встаёт, тот выставку коллекции Щукина смотрит с повышенным комфортом.:)

Бывали на какой-то из этих выставок? Как впечатления? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также:

Выставка Пименова в Новой Третьяковке: охранники могут испортить настроение ещё на входе, но картины – дивные!
В гости к бабушке Европе19 января 2022