"Смерть господина Лазареску" – это румынский фильм с чёрным юмором 2005 года режиссёра Кристи Пую. Старика по имени Данте Ремус Лазареску всю ночь везят на машине скорой помощи из больницы в больницу, так как врачи отказываются лечить его и отсылают прочь.
Фильм получил признание критиков на кинофестивалях и после широкого проката его хвалили.
В 2017 году газета The New York Times назвала фильм пятым "Лучшим фильмом 21 века на сегодняшний день" (Best Film of the 21st Century So Far).
О чём фильм “Смерть господина Лазареску”
Труд врачей не такой романтичный и исключительно чистый, как намекают белые халаты, или как его можно нафантазировать со слов Людмилы из “Москвы слезам не верит”: “Я учусь в медицинском, специализируюсь в психиатрии. Насколько я разбираюсь в жизни, мужчины предпочитают женщин интеллигентных профессий. Например, врач. Ручки чистые. В белом халате. В случае чего, всю семью вылечит!”
Ничего общего с её желанием занять привилегированное красивое облачко в медсекторе и реальным состоянием нет. Проверка на любовь к человеку, ненормированному рабочему дню и стойкость словно у тебя нет органов – тогда нужно посмотреть этот фильм. Он говорит о профессии, жизни, времени и смерти без прикрас.
Фабула “Смерти господина Лазареску” проста – человеку становится нехорошо, он звонит в скорую, чтобы к нему приехали.
И вот на этом базисе находятся моменты, из которых складывается полудокументальный, полухудожественный фильм о путешествии человека к свету.
Разбор фильма
Кристи Пую намеренно не делает сюжет слишком сложным. Одно то, что отношения человека с миром и его населением – сложная для понимания вещь, а уж его отношение к самому себе и вовсе невозможно оценить однозначно. Из его отношения к себе вытекают разные последствия.
Лазареску Данте Ремус, проживающий по адресу улица Фитести, 2 с тремя котами, не думал о том, что может случиться, если он продолжит выпивать органический алкогольный напиток Мастраполь после того, как у него была прооперирована язва. По его сведениям, от алкоголя не бывает язвы, она развивается от гелиобактерий. Более того, он делает “амброзию” из дважды перегоненного спирта со жжённым сахаром и ванилью, то есть абсолютно чисто, из всего натурального, а его утверждение, что пьёт он на свои деньги и вовсе должно спасти ему жизнь.
Поскольку жизнь – это череда сменяющих друг друга событий, одних нелепых, других серьёзных, а также их смеси, а, следовательно, и реакции на них разные, то в своём фильме режиссёр показывает ужасающую ситуацию, сумев вместить в неё дозу юмора. Юмор этот медицинский, циничный и чёрный. При просмотре я вспомнила, что есть мнение, что этот вид юмора очень жёсткий и бескомпромиссный, потому что иначе нельзя, потому что профессия у них сложная.
Жемчужного цвета сливки, возникшие при мыслях о чистой и красивой профессии, пропадут, останется бесконечная рутина в совсем неромантичной профессии.
Уровни сложности вырисовываются постепенно. Это суббота. Лазареску выпивает, что останавливает врачей от ускорения к нему. И его объяснения в трубку в адрес диспетчера, что с ним, не получают должной реакции, получается, это то же самое, что сообщать своё состояние коту, спящему на спинке дивана.
У Лазареску есть дочь, но она, по его словам, сбежала в Канаду за своим мужем. Жена умерла восемь лет назад. Территориально ближе всего осталась только старшая сестра Эвелин. Но она не может приехать тут же, ей нужно на это время. Потому, до её приезда, господин Лазареску остаётся с посторонними людьми.
Из скорой, после очередного звонка, приезжает медсестра по имени Миоара Авраам. Именно ей предстоит провести с господином Лазареску свои следующие 6 часов жизни и последние шесть часов Лазареску. В Библии Бог велел Аврааму уйти из дома и велел идти туда, куда он ему укажет. Так, наделив библейским именем медсестру, режиссёр дал ей роль проводника для пациента, и она следовала за ним, куда указывали уставшие врачи, представители Бога на земле.
Путь Лазареску к анализам, чтобы установить причину всех его болей, которые он беспрестанно перечислял, пока его возили, осложнялся случившимся в этот же вечер ДТП с множеством пострадавшим. Больницы переполнены, свободных операционных нет, к аппаратам для сканирования очередь на три часа вперёд расписана. И зрителю уже известно название фильма, оно уже дало спойлер исхода, потому сам бег к операции, к сканированию, к спасению господина Лазареску становится окрашен иронией – очень злой, едкой. Она подчёркивается высказыванием одного из медицинских специалистов, его так и называют “это медицинский специалист”, чтобы ещё жирнее выделить из общего мрачного фона сарказм и безысходность: “Отправьте его в нейрохирургию, чтобы его быстро прооперировали, чтобы он мог спокойно умереть дома от рака”.
На фоне страдающего господина Лазареску жизнь кипит – люди продолжают обсуждать свои бренные планы, отсутствие денег на очередную вечеринку, семейную жизнь, некие диеты, просят соседей вернуть дрель и ругаются из-за беспорядка в кухне из-за пролитого желе.
Время течёт здесь по-разному. У одних оно измеряется как завтра и скоро, у господина Лазареску оно констатируется как “время”, как субстанция, в которой он находится с этого вечера. Ему 14 лет назад сделали операцию по поводу язвы. 8 лет назад у него умерла жена. В больнице Филарета врачи сцепились с медсестрой Авраам из-за того, сколько кто находится на ногах – в этой сцене становится известно, что Лазареску возят с десяти часов вечера, а сейчас уже тридцать пять минут четвёртого утра. В больнице Багдасар врач подозрительно опросила Авраам и водителя скорой, почему они так долго везли пациента, ведь в такое время, четыре часа утра, можно доехать за десять минут. Минуты – тонко сделано со стороны сценариста. Если в начале фильма временная бездна кажется бескрайней, то сейчас зрителя подводят к последней точке. Время становится более конкретным.
В исследовательском институте, куда Лазареску привезли на сканирование черепа, произошло вроде как незначительное происшествие, его можно принять за последствие в человеческом организме, который теряет силу – Лазареску обмочился. В Багдасар, финальный пункт, Лазареску привозят обкакавшимся. То есть ещё хуже. Но это элементы, составляющие этапы ухода. Мышцы расслабляются, тело всё больше готово к земле. Сфинктер ануса выполняет запирательную функцию, сигнал исходит от головного мозга. Симпатические волокна поддерживают сфинктер в состоянии тонического сокращения. А у Лазареску субдуральная гематома с внутричерепным давлением в левой височной доле. Получается, организм Лазареску отказывает, но и режиссёр не забывает логически обосновывать происходящее. Тело господина Лазареску всё больше готово отпустить дух.
По моему мнению, основываясь на циничном юморе медиков, Лазареску всё же умер. Невзирая на намёк в его имени на библейского Лазаря, кого Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти. В этом и есть цинизм и меткий юмор, от которого хочется отдёрнуть руку, как от скальпеля. Медсестра передаёт полномочия Вёрджилу, чтобы тот перевёз Лазареску к доктору Ангелу. Последняя фраза всего фильма подводит черту:
- Я больше не могу с ним оставаться.
Вёрджилл – это Вергилий, проводник Данте по загробному миру, его послала Беатриче. Она умерла, как и жена главного героя Лазареску. Так что Лазареску ушёл в сопровождении Вёрджила. После мучительного пути в Багдасар Лазареску наконец отправляется к общению с Творцом.
А медсестра, которая обмывала его, остаётся в белом халате, всегда чистенькая.