На одной из ремонтных баз, находящихся на освобожденных территориях, спецкору KP.RU удалось подробно осмотреть украинский БТР-4 вместе с техником, досконально изучившим эту машину.
На первый взгляд "Буцефал", конечно, удивляет - защитные экраны, призванные уберечь машину от кумулятивных боеприпасов, до неузнаваемости меняют ее облик и ломают силуэт. Но, если вглядеться в нее внимательно, «отцовство» опознается моментально - это старый, известный всему миру советский БТР-80. Любопытно, что противокумулятивное экранирование «Буцефала» - штатная опция. У нас, у главного оппонента "Буцефала" - БТР-82, корпус машины изнутри оббит кевларовой противоосколочной защитой.
При втором взгляде, начинают вылезать отличия. Главное в компоновке машины. "Буцефал" получил на лобовой проекции бронестекла, распашные двери для водителя и командира машины и десантный отсек с аппарелью. Двигатель в центре машины, короткий ход-коридор соединяющий десантный отсек и «отделение управления», где сидит водитель и командир машины. И самое главное отличие от советской машины - необитаемый боевой модуль с 30 мм скорострельной пушкой. Управление огнем продублировано - стрелять из пушки может и командир машины и специально обученный боец, сидя за экраном в специальном кресле установленном в десантном отсеке.
В целом, машина по множеству параметров сходна и со старым советским БРТ-80 и с российским БТР-82, от вооружения до колесной схемы 8х8.
Разрабатывать его начали еще в конце девяностых, а "в свет" машина вышла в 2006 году. Украинский ВПК таким образом пытался влезть на мировой рынок вооружений, разумеется, при поддержке и покровительстве США.
На рынке оружия БТР-4 "Буцефал" позиционировался как якобы идеальная машина для аэромобильных, штурмовых и специальных подразделений, а также для частей морской пехоты. Но, в реальности, продать "Буцефалы" удалось только иракской полиции. В 2009 году был подписан контракт на поставку 420 машин в Ирак, причем США платили за каждый "Буцефал" - один миллион 100 тысяч долларов.
Украинская сторона постоянно срывала сроки поставок. Машины приходили в неудовлетворительном состоянии. Из заключения иракской комиссии:
"... сами БТР очень старые (???? - прим. корр.), корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации". Почти 80% "Буцефалов" не могли эксплуатироваться из-за неудовлетворительного технического состояния, постоянных поломок, отсутствия запчастей или их нерегулярных поставок и в 2013 году контракт был расторгнут. Почему так получилось? До украинского ВПК от «иракского контракта» доходили какие-то крохи от этих сумм, производители машин работали чуть ли не в убыток и в ответ саботировал контракт - срывал сроки, и делали эти "Буцефалы" совсем не стараясь...На международном рынке вооружений БТР-4 удалось пристроить в Нигерию - 5 машин. Индонезия купила 5 машин, подумала, посмотрела и отказалась. Македония думает до сих пор, но вряд ли ей что-то поставят. На Украине началась война. Первый бой "Буцефал" принял под Славянском в начале лета 2014 года и сразу же был подбит из противотанкового ружья времен Великой Отечественной войны. Причем, в лобовую броню, самое крепкое место любой бронемашины и танка по определению. По состоянию на январь 2021 года в ВСУ было 200 "Буцефалов", но в первые месяцы спецоперации 39 БТР-4 были потеряны безвозвратно из них, свыше 20 "взяты в плен". Более свежих и точных данных нет.
ТТХ
БТР-4 "Буцефал"
Вес - 21,9 тонны
Скорость макс. - 110 км/ч
Объем двигателя - от 430 до 500 л/с
Вооружение - 30 мм. скорострельная пушка КБА-1 (представлена в двух основных типах модулей, которые могут устанавливаться на машину)
Дальность прицельной стрельбы - до 2 км.
Бронирование - стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)
Экипаж - 3 человека
Десант - от 7 до 9 человек