Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Захваченный украинский БТР "Буцефал" разобрали на видео: Вот, что оказалось внутри

    На первый взгляд "Буцефал", конечно, удивляет Дмитрий СТЕШИН
На первый взгляд "Буцефал", конечно, удивляет Дмитрий СТЕШИН

На одной из ремонтных баз, находящихся на освобожденных территориях, спецкору KP.RU удалось подробно осмотреть украинский БТР-4 вместе с техником, досконально изучившим эту машину.

На первый взгляд "Буцефал", конечно, удивляет - защитные экраны, призванные уберечь машину от кумулятивных боеприпасов, до неузнаваемости меняют ее облик и ломают силуэт. Но, если вглядеться в нее внимательно, «отцовство» опознается моментально - это старый, известный всему миру советский БТР-80. Любопытно, что противокумулятивное экранирование «Буцефала» - штатная опция. У нас, у главного оппонента "Буцефала" - БТР-82, корпус машины изнутри оббит кевларовой противоосколочной защитой.

    На приборной панели надписи на украинском языке, но есть и по-русски и по-английски. Дмитрий СТЕШИН
На приборной панели надписи на украинском языке, но есть и по-русски и по-английски. Дмитрий СТЕШИН

При втором взгляде, начинают вылезать отличия. Главное в компоновке машины. "Буцефал" получил на лобовой проекции бронестекла, распашные двери для водителя и командира машины и десантный отсек с аппарелью. Двигатель в центре машины, короткий ход-коридор соединяющий десантный отсек и «отделение управления», где сидит водитель и командир машины. И самое главное отличие от советской машины - необитаемый боевой модуль с 30 мм скорострельной пушкой. Управление огнем продублировано - стрелять из пушки может и командир машины и специально обученный боец, сидя за экраном в специальном кресле установленном в десантном отсеке.

    "Буцефал" не вращает башней, не поднимает-опускает ствол 30мм пушки, если открыта хотя бы одна дверь. Дмитрий СТЕШИН
"Буцефал" не вращает башней, не поднимает-опускает ствол 30мм пушки, если открыта хотя бы одна дверь. Дмитрий СТЕШИН

В целом, машина по множеству параметров сходна и со старым советским БРТ-80 и с российским БТР-82, от вооружения до колесной схемы 8х8.

    Лаз по правому борту между отсеком водителя и командира и десантным отсеком на 7-9 человек. Где, кстати, сидит наводчик пушки. Решение взято у немецких бронетранспортеров. Дмитрий СТЕШИН
Лаз по правому борту между отсеком водителя и командира и десантным отсеком на 7-9 человек. Где, кстати, сидит наводчик пушки. Решение взято у немецких бронетранспортеров. Дмитрий СТЕШИН

Разрабатывать его начали еще в конце девяностых, а "в свет" машина вышла в 2006 году. Украинский ВПК таким образом пытался влезть на мировой рынок вооружений, разумеется, при поддержке и покровительстве США.

    Стекло водителя выдержало пулю 12.7 Дмитрий СТЕШИН
Стекло водителя выдержало пулю 12.7 Дмитрий СТЕШИН

На рынке оружия БТР-4 "Буцефал" позиционировался как якобы идеальная машина для аэромобильных, штурмовых и специальных подразделений, а также для частей морской пехоты. Но, в реальности, продать "Буцефалы" удалось только иракской полиции. В 2009 году был подписан контракт на поставку 420 машин в Ирак, причем США платили за каждый "Буцефал" - один миллион 100 тысяч долларов.

    Есть четыре башенных модуля на "Буцефале", на этом стоит БМ-7 «Парус», силовая установка с дизельным двигателем немецкой фирмы «Deutz» мощностью 442 л.с. и автоматическая коробка переключения передач американской фирмы «Allison» Дмитрий СТЕШИН
Есть четыре башенных модуля на "Буцефале", на этом стоит БМ-7 «Парус», силовая установка с дизельным двигателем немецкой фирмы «Deutz» мощностью 442 л.с. и автоматическая коробка переключения передач американской фирмы «Allison» Дмитрий СТЕШИН

Украинская сторона постоянно срывала сроки поставок. Машины приходили в неудовлетворительном состоянии. Из заключения иракской комиссии:

"... сами БТР очень старые (???? - прим. корр.), корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации". Почти 80% "Буцефалов" не могли эксплуатироваться из-за неудовлетворительного технического состояния, постоянных поломок, отсутствия запчастей или их нерегулярных поставок и в 2013 году контракт был расторгнут. Почему так получилось? До украинского ВПК от «иракского контракта» доходили какие-то крохи от этих сумм, производители машин работали чуть ли не в убыток и в ответ саботировал контракт - срывал сроки, и делали эти "Буцефалы" совсем не стараясь...На международном рынке вооружений БТР-4 удалось пристроить в Нигерию - 5 машин. Индонезия купила 5 машин, подумала, посмотрела и отказалась. Македония думает до сих пор, но вряд ли ей что-то поставят. На Украине началась война. Первый бой "Буцефал" принял под Славянском в начале лета 2014 года и сразу же был подбит из противотанкового ружья времен Великой Отечественной войны. Причем, в лобовую броню, самое крепкое место любой бронемашины и танка по определению. По состоянию на январь 2021 года в ВСУ было 200 "Буцефалов", но в первые месяцы спецоперации 39 БТР-4 были потеряны безвозвратно из них, свыше 20 "взяты в плен". Более свежих и точных данных нет.

    Сзади у "Буцефала" два винта, позволяют развивать скорость на воде до 10 км/час. Дмитрий СТЕШИН
Сзади у "Буцефала" два винта, позволяют развивать скорость на воде до 10 км/час. Дмитрий СТЕШИН

ТТХ

БТР-4 "Буцефал"

Вес - 21,9 тонны

Скорость макс. - 110 км/ч

Объем двигателя - от 430 до 500 л/с

Вооружение - 30 мм. скорострельная пушка КБА-1 (представлена в двух основных типах модулей, которые могут устанавливаться на машину)

Дальность прицельной стрельбы - до 2 км.

Бронирование - стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Экипаж - 3 человека

Десант - от 7 до 9 человек

СВО
1,21 млн интересуются