Найти в Дзене

Институт армии в игре Total War - что уходит от глаз игрока?

Рассматривая познание истории, случайный наблюдатель все больше обращает внимание, что зачастую этот процесс все более отходит от научной основы, когда за основу брались большие монографии, трансформируясь в своеобразное хобби, структура которого состоит из просмотра роликов различных блогеров, погружения в игры, которые ставят саму историю своим объектом или дают ей роль фона. И одной из самых известных изделий игровой индустрии является серия Total War.

Игры этой серии представляют собой уникальное сочетание жанров, где глобальная пошаговая часть соединена с тактическими боями, разворачивающимися в реальном времени. Это принесло серии оглушительный успех, сделав марку Total War узнаваемой во всем мире. Тем не менее, игру можно рассматривать не только с позиции игровых механик, но и исторического процесса, так как каждая ее часть посвящена определенному региона мира, проходящего один из исторических периодов.

Центром Total War являются тактические бои в реальном времени. Разнообразие фракций и юнитов дают небывалый простор для фантазии – в лобовом столкновении мы можем поставить и римских легионеров, завоевавших значительную часть Европы, парфянских конных лучников, остановивших гордых сынов Италии (да, именно они, а не катафракты, были ударной силой парфянского войска), диких германцев, одетых в шкуры животных и заставившие Октавиана произнести знаменитые слова, и множество других народов.

Обычный игрок, просматривая отряды, чаще всего обращает внимание на их количество и характеристики юнитов. Однако для историка важно другое – как эти отряды появляются, в каких казармах они нанимаются, в каких регионах присутствуют. Эти данные, по сути, рассказывают нам об обустройстве армии как государственного института, что значительно важнее, нежели количество доспехов или мечей. Вы уже хотите задать вопрос – почему?

Причина этого состоит в том, что любая армия – это в первую очередь организация. Организация, которая определяет внешний вид воинов, их нишу на поле боя, их вооружение. По ее (организации) устройству можно понять, что за государство предстает перед нами и каков уровень его развития. Рим, к примеру, стал величайшей империей древности не из – за того, что его легионы были закованы в доспехи (привычный для нас легионер с его вооружением появился в I веке нашей эры, в эпоху Октавиана и Траяна, когда основные враги Вечного города были разбиты), а именно из – за организации. Ведь она отражает способность государства к умению отражать натиск врагов, что находит выражение в снабжении войск вооружением, в умении поставить новые армии взамен разбитых, в возможностях мобилизовать экономику. Хотя Рим и предстает в глазах рядового обывателя как несокрушимая империя в период своей ранней истории, тем не менее разгромов там было предостаточно: это и галльская орда, штурмовавшая город на семи холмах в начале его пути, это знаменитый Ганнибал, ставший одним из самых страшных противников римлян, это дикие тевтоны и маркоманны, побежденные только благодаря реформе Мария, которая и сделала Рим империей.

Организация войска позволяет сгладить слабые места армии и нивелировать преимущества противника в вооружении. Самый яркий пример – войны с Сирией (Селевкидами), в частности битва при Магнезии в 190 году до н. э. В состав войск греков имелись различные отряды: восточные лучники, легкая пехота греческих полисов Малой Азии, боевые слоны, колесницы, тяжелая кавалерия (состоящая как из греков, так и восточных катафрактов). Однако ядро армии – сариссофоры – были малочисленны, так как состояли из немногочисленных военных поселенцев, хотя и обладали тяжелым вооружением. Римская армия, напротив, имела в своей массе тяжелую пехоту, тогда как лучники и кавалерия были представлены мало и в основном союзниками.

Однако победа осталась за римлянами. И снова здесь проявила себя организация, причем в двух ипостасях – глобальной и тактической. На тактическом уровне это проявилось в том, как римские командиры воспользовались проблемой колесниц, которые были сначала опрокинуты, а затем своим бегством расстроили один из флангов армии Селевкидов. И хотя на другом фланге Антиох III во главе с конницей обратили в бегство часть римлян, тем не менее это не спасло его войско от разгрома.

В глобальном формате это выразилось в массе тяжелых пехотинцев, которые представляли ядра войск. И римляне смогли выставить значительное количество тяжеловооруженных пеших солдат, так как само войско снабжалось из казны Республики, тогда как тяжелые войска Селевкидов зависели либо от вассальной знати (тяжелая конница), либо от казны сирийского царя (сариссофоры).

Таким образом Рим и стал империей. Он по – новому посмотрел на институт армии и стал первой сверхдержавой в мире.