Читать пьесы - это трудно? А если герои - твоего, конкретно твоего года рождения? Будешь не просто читать - придирчиво вчитываться, не погрешил ли автор против истины? Всё ли в порядке с духом времени, мелочами быта, характерами?
Вот так мы, двенадцатилетние, вчитывались в пьесы Сергея Михалкова. Его "Первая тройка или год 2001-й" не вызывала никаких сомнений, только нетерпеливое ожидание: доживём до полётов к далёким галактикам! Жаль только, будем почти уже старыми - по сорок лет...
"Дорогой мальчик" - о приключениях нашего ровесника в Америке - полусказка потому, что полусказочной казалась Америка. Судя по фильмам - это мир ковбоев и гагнстеров, которых развлекают лохматые музыканты и длинноногие блондинки. Разве так бывает? Но если бы было - конечно, и мы вели бы себя в этом мире так, как Жора Тимохин.
А вот третья пьеса этой своеобразной трилогии "Сомбреро" - это о мире, нам привычном, обычном, и от этого... скучном.
Нет, пьеса весёлая, а мир всё равно скучный. Это ведь мы оказались первым сытым, гарантированно сытым поколением. И что, думаете, испытывали за это благодарность "предкам"? Да нет, это само собой разумелось - кушать, когда захочется. Не хватало "шмоток с лейблами"? Этим болели не в 10-12 лет, а несколько позже. Чего же не хватало шестиклассникам?
ДЕЛА! Понимали ведь, что школа - это "жизнь понарошку", чтобы чем-то были заняты. Потому что "среднеклассник" уже догадывается - львиная доля школьных знаний ему никогда не пригодится (но ещё не знает, что именно пригодится). А летом даже и такой занятости нет.
Свобода от (школы, обязаловки, казёнщины) - это прекрасно. Но как же со свободой ДЛЯ? А чего хотелось, хотя бы в мечтах? Пожалуй... маленькой победоносной войны. А то все победы одержаны, все подвиги совершены до нас, как же показать себя нам? Да, конечно, на войне стреляют, но плохим туда и дорога, а хорошие побеждают. Просто потому, что это справедливо.
Книжные представления? Конечно, а чего ещё ожидать от "ребёнка читающего"? Только вот столкнуться в тёмном переулке с "не-читающим" - это было опасно. Значит, НАДО владеть хоть парой приёмов самбо, хоть ножом, хоть романтической рапирой.
И действие пьесы разворачивается в дачном посёлке. Отсылка к "Тимуру"? Да ни в коем случае! Это вам не "дети-завтрашний народ", это сформировавшийся, отдельный от взрослых, "мир беззаботного детства". И ведь действительно, о правах детей (без обязанностей) заговорили именно тогда!
Мальчишки своими силами пытаются сделать спектакль по "Мушкетёрам". По ходу выясняется нечто забавное: книгу читали не все! Зачем, если в кино видели? Невелика беда, если для кого-то Констанция "Монпансье, или как-то так", главное - это о дружбе, о кодексе конфликта, о нерушимых правилах чести - именно о том, чего в реальности так не хватает. А почему, собственно, не перенести всё это "в жизнь"?
Вот Шура Тычинкин считает, что будет самым лучшим д*Артаньяном, но роль у него отбирают: большинством голосов решили, что таланта маловато! А всё дело в том, что другой кандидат на роль пообещал ребятам настоящие рапиры... Обидеть человека и поставить под удар общее дело ради правдоподобных рапир - "ачётакого?"
И Шурка, получив в подарок от кузена - дипломата мексиканский костюм с огромной шляпой, разыгрывает ребят: он и есть мексиканский кузен! А что так похож на Шурку - так это ж понятно, они - братья, хоть и двоюродные.
Семь раз на дню ему приходится то перевоплощаться в мексиканца, то снова становиться самим собой. Поверили! Да так поверили, что сами предложили темпераментному мачо роль д*Артаньяна...
Как ни забавно, а полноправный участник действия - "шмотка с лейблами", у нас невиданными!
Пьесу экранизировали, но не слишком удачно: там от исполнителя главной роли требуется талант, просто сверхъестественный. Тоже тот случай, когда читать интереснее.
И очень интересно теперь всматриваться в самих себя на школьных фотографиях, размышляя об истоках дня сегодняшнего.
Ещё рассказы о пьесах Сергея Михалкова: