Князь Владимир Всеволодович Мономах был идейным вдохновителем специальных военных операций — половецких походов.
Владимир Всеволодович отдавал предпочтение регулярным рейдам в глубь степей, ударам по кочевьям и поселениям половцев, а не оборонительной тактике.
Доводы Владимира Мономаха великому князю киевскому Святополку Изяславичу и его дружине, которая жалела «смердов и пахоту их», сохранила летопись.
«… на следующий год вложил Бог мысль добрую русским князьям — задумали дерзнуть на половцев, пойти в землю их, что и сделали, как расскажем под следующим годом».
...
В год 6611 (1103). Вложил Бог в сердце князьям русским мысль благую — Святополку и Владимиру, и собрались на совет в Долобске. И сел Святополк с дружиною своею, а Владимир со своею дружиною в одном шатре. И стали совещаться, и начала говорить дружина Святополкова, что «не время ныне, весной, воевать: погубим смердов и пахоту их». И сказал Владимир: «Дивно мне, дружина, что лошадей жалеете, которыми пашут, а почему не подумаете о том, что вот начнёт пахать смерд, и, приехав, половец поразит смерда стрелою, а лошадь его заберёт, а в село его приехав, захватит жену его и детей, и всё имущество его возьмёт? Лошадь его вы жалеете, а самого почему не жалеете?» И ничего не смогла возразить ему дружина Святополка. И сказал Святополк: «Брат мой! Вот я готов уже». И встал Святополк, и сказал ему Владимир: «Это ты, брат, великое добро сотворишь земле Русской». И послали к Олегу и Давыду, говоря: «Пойдите на половцев, да будем либо живы, либо мертвы».
В результате победоносных походов 1103, 1107, 1111 и 1116 годов половецкая опасность была устранена почти на полвека, а половцы заняли подчинённое место союзников тех или иных русских князей в их междоусобной борьбе.