Когда речь заходит о великих географических открытиях, в памяти обычно всплывают имена Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Васко да Гамы. Кто-то, возможно, припомнит Джемса Кука и Лаперуза, хотя, если быть точным, их путешествия хронологически выходят за пределы эпохи великих географических открытий, да и серьёзных открытий эти мореплаватели не совершили.
Спору нет, благодаря выдающимся путешественникам Испании, Португалии, Англии, Голландии и других европейских стран на карте мира появились новые острова и целые континенты. Однако не следует забывать, что в то же самое время, когда воды мирового океана бороздили английские фрегаты и испанские каравеллы, другие, не менее отважные путешественники исследовали труднодоступные районы Евразии, нанося на карту мира новые реки, озёра и горные хребты.
Речь идёт о русских землепроходцах XVI – XVIII веков. Вспомним вкратце некоторые наиболее яркие имена.
Так, в конце XV века, примерно в те годы, когда Колумб пересекал Атлантику, русский путешественник Фёдор Курбский пересёк Уральские горы. В 1483 году Курбский стал первым европейцем, кто ступил на берега Иртыша.
Через 15 лет экспедиция под руководством воеводы Петра Ушатого, продвигаясь на север, достигла низовьев Оби. Еще раньше здесь побывали безвестные поморы, которые на своих судёнышках активно плавали по Северному Ледовитому океану.
В 1581-1583 году казаки под командованием Ермака прошли на своих стругах по рекам Чусовая, Серебрянка, Тагил, Тура и Тобол, положив начало освоению Западной Сибири и включению её в состав Русского государства.
В 1610 году экспедиция «торгового человека» Кондратия Курочкина вышла к устью Енисея и подробно обследовала юго-западную часть полуострова Таймыр.
Семен Дежнёв в 1643 году впервые достиг Колымы, а через год прошел вдоль Берингова пролива (который тогда ещё не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнёва.
Примерно в эти же годы Василий Поярков со своим отрядом вышел на берега Амура, а также прошёл несколько сотен километров по юго-западному побережью Охотского моря.
Ерофей Хабаров в середине XVII века исследовал Приамурье и северную Маньчжурию. В честь этого замечательного человека назван город Хабаровск.
Витус Беринг, датчанин на русской службе, а также его сподвижник Алексей Чириков в начале XVIII века предприняли морские экспедиции на Камчатку. В ходе них было изучено и описано Тихоокеанское побережье Камчатки, открыт ряд островов и пролив между Азией и Америкой, ныне носящей имя Беринга.
Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы в середине XVIII столетия составили подробные карты побережья Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Колымы. В честь братьев названо море в бассейне Северного Ледовитого океана. Кроме того, во время одной из экспедиций сподвижник Лаптевых Семён Челюскин открыл северную оконечность Евразии – мыс, который впоследствии был назван в его честь.
В течение многих лет Россия, как известно, не имела выхода к морям, а потому не могла на равных с европейскими державами исследовать мировой океан. Но как только проблема выхода к морю была решена, русские мореплаватели быстро наверстали упущенное.
Например, Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский в 1803-1806 годах совершили кругосветное путешествие, в течение которого были изучены многие неизвестные дотоле районы Тихого океана.
В 1820 году русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли новый материк – Антарктиду, а также нанесли на карту мира два десятка островов. Кстати, поисками загадочного материка, который, по расчётам европейских географов, должен был находиться где-то южнее 60 параллели, занимались путешественники разных стран. Но удача улыбнулась именно русским мореплавателям.
А спустя ещё несколько лет русский адмирал Геннадий Невельской исследовал устье Амура и открыл пролив, соединяющий Японское море с Охотским. Ныне этот пролив называется Татарским. Таким образом, было доказано, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как считалось ранее.
Но почему имена этих выдающихся путешественников мало что говорят современному человеку?
О Колумбе знают все, а вот Курочкин и братья Лаптевы известны лишь немногим.
Дело в том, что всемирную историю мы знаем исключительно в интерпретации европейцев, преимущественно англосаксов. Поэтому в большинстве книги школьных учебников, независимо от того, на каком языке они написаны, события мировой истории изложены в выгодном для европейцев свете.
Естественно, вклад европейских мореплавателей в изучение планеты Земля всегда преувеличивается, а русских, наоборот, –преуменьшается или вовсе замалчивается. Иногда это вообще доходит до абсурда. Вот лишь один характерный пример.
На одной из английских географических карт XVIII века огромная территория к востоку от Волги обозначена как Тартария. Вы не увидите там городов, рек и озёр, горных хребтов и прочих географических объектов. Просто одно большое белое пятно (в буквальном смысле слова) и надпись: Тартария. Всё! Неужели британские географы не знали, что к востоку от Волги вплоть до Тихого океана простирается территория, которая к тому времени уже была достаточно подробно исследована и нанесена на карту и что эта территория принадлежит Российской империи?
Думается, знали. Просто в силу присущего британцам высокомерия эта информация казалась им чем-то несущественным, недостойным их внимания. Ведь не английские же путешественники эти земли открыли, не они нанесли их на карту и принадлежит эта земля не британской короне, а русской. А коли так, стоит ли на этом заострять внимание?
Зато с каким трепетом английские географы наносили на карту любой, даже самый крошечный и никчёмный островок, открытый Джемсом Куком где-нибудь на задворках Тихого океана!
А как же? Ведь открытие этого островка – ещё одно великое достижение британской географической науки! И весь мир должен об этом знать.
А теперь несколько слов о том, почему европейские мореплаватели с таким упоением бороздили мировой океан. Неужели из любви к географии и тяги к новым знаниям? Думается, любовь к географии тут ни при чём.
Западный человек – прагматичный, он не станет просто так отправляться за тридевять земель, рискуя никогда не вернуться домой. Должна быть какая-то веская причина. И этой причиной стала Индия, а точнее морской путь до неё.
До середины XV века, как известно, торговые пути между Европой и Индией проходили по суше – по территории Византийской империи. Каждый год караваны купцов ходили через Малую Азию и Сирию в Индию и обратно, доставляя в Европу пряности, чай, слоновую кость и другие товары.
Но с падением Константинополя и захватом турками Малоазийского полуострова путь на Восток для европейских торгашей оказался закрытым. Вот и пришлось снаряжать одну экспедицию за другой в поисках альтернативного, морского, пути.
Христофор Колумб, как и десятки его коллег, также искал путь в Индию, но случайно открыл новые острова у побережья Америки. Так что не будет большим преувеличением сказать, что отчасти открытию заморских территорий Европа обязана туркам, перекрывшим европейцам путь на Восток.
Ну а когда в Европе поняли, какие несметные богатства таят в себе заморские территории, на поиски новых земель экспедиции отправлялись едва ли не каждый год. Следствием этого стало создание колониальной системы, в течение долгих лет служившей источником обогащения европейских стран.
Вот так турецкий султан, сам того не желая, пробудил интерес европейцев к географии. И как знать, по какому пути пошла бы история человечества, если бы турки не взяли Константинополь в 1453 году.
Автор: #сергей_холодов , историк, публицист, автор книг и статей по истории России и зарубежных стран.