Что полезно знать для «прокачки» digital skills
Едва мы успели усвоить, что развитый эмоциональный интеллект не менее важен для построения успешной карьеры, чем, скажем, диплом экономиста или инженера, как работодатели начали говорить о необходимости прокачивать еще один вид навыков – цифровых. По данным исследования группы ANCOR, 44% российских работодателей считают, что их сотрудникам не хватает именно digital skills. Более того: для самих кандидатов на трудоустройство именно цифровые навыки – наиболее предпочтительный объект инвестиций в себя. Мы в Первой грузовой компании эти мысли полностью разделяем и хотим рассказать почему.
Правила цифрового этикета
Что такое digital skills? Например, в классификации ЮНЕСКО этот термин трактуется как «набор навыков использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ею». На первый взгляд ничего сверх того, что сегодня умеет почти каждый человек. И все же в цифровую эпоху для продвижения по карьерной лестнице уже недостаточно быть просто «уверенным пользователем ПК».
Какого-то строгого перечня цифровых навыков, которые требуются всем без исключения, не существует. Пожалуй, первое, что приходит в голову, – это кибербезопасность. Разумеется, от вас не требуется быть экспертом по отражению DDOS-атак или специалистом по выявлению уязвимостей корпоративного ПО. Но понимать, что в современном мире граница информационной безопасности компании проходит через компьютер каждого из ее сотрудников, нужно. Это означает, что необходимо соблюдать азы «информационной гигиены»: не проходить по незнакомым ссылкам, блокировать неизвестные всплывающие уведомления, регулярно чистить cookies, создавать надежные пароли и регулярно их менять.
Еще один из важнейших digital skills – умение работать с данными. Для этого не обойтись без хотя бы базовых навыков использования инструментов Business Intelligence (BI) – платформ, которые позволяют интерпретировать большое количество разнородной информации. Cложные BI-приложения от крупных вендоров уже заметно потеснили привычный Excel благодаря своим объективным преимуществам. Во-первых, BI-платформы гораздо лучше подходят для работы с big data в отличие от Excel, который становится неудобным уже при наличии 3-4 источников информации. Во-вторых, BI умеют автоматически обновлять сведения (Excel же справляется с подгрузкой данных только в ручном режиме). В-третьих, современные BI-платформы изначально кастомизированы под совместную работу группы пользователей, они минимизируют человеческий фактор. А вот групповой доступ к Excel может превратиться в сущее мучение, стоит лишь кому-то из ваших коллег случайно «снести» нужный файл, либо некорректно вставить данные в неправильном формате. Наконец, у BI-продуктов есть огромное преимущество по usability: эти платформы адаптированы под мобильную версию, и пользователь может с комфортом работать в них даже в «полевых» условиях. Отредактировать на смартфоне или планшете Excel-файл совсем не так удобно.
Цифровизация – это не только про hard и soft, но и, как ни странно, про новые подходы к управлению проектами. Agile-подход вырос именно из IT-сферы и завоевал популярность благодаря своей гибкости и адаптивности, которая была необходима при реализации цифровых проектов. Сейчас методика используется далеко за пределами IT-индустрии, поэтому знакомство с ней можно отнести к числу digital skills, обязательных для любого, кто строит карьеру управленца.
К цифровым навыкам также часто относят навыки цифрового взаимодействия. Такие платформы как Teams, Slack и другие, различные task trackers позволяют интегрировать команду и ускоряют процесс принятия решений. Ну а уже для самых продвинутых совсем не лишними будут и базовые знание о том, что такое data science и машинное обучение, а также азы кодинга.
Цифровая трансформация через культурную
Хотя значимость digital skills растет, некоторые компании только присматриваются к их развитию у сотрудников. Когда-то ПГК, по сути, тоже была «традиционной» железнодорожной компанией с точки зрения организации бизнеса. Все изменилось в 2018 году, когда было принято решение запустить цифровую трансформацию всех процессов. Компания генерирует огромное количество данных, значит, используя современные технологии, можно улучшить качество и скорость их обработки, а внешним клиентам предоставить новые уникальные сервисы.
Довольно быстро внутри ПГК сформировался крупный блок разработчиков, специалистов в области машинного обучения и data science, которые взялись за решение этих задач. Казалось бы, что могло пойти не так? Новые решения появлялись, но не все сотрудники были готовы их предлагать. Выяснилось, что у многих не было достаточных навыков для работы с цифровыми решениями. К тому же было не очень понятно, что и от кого требуется.
Именно тогда мы подумали, что на цифровые навыки для довольно значительной части наших сотрудников следует смотреть как soft skills в цифровую эпоху. Решение пришло само: устранить препятствия для цифровой трансформации с помощью трансформации культурной. Другими словами, не пытаться «продавливать» новые подходы административно, а попытаться «сшить» разрыв между двумя частями команды, погрузив их в единый контекст.
Воронка digital skills
В 2021 году мы совместно с крупным мировым консалтинговым агентством разработали курс «Основы цифровизации», задача которого — познакомить ту самую «неайтишную» часть нашего бизнеса с миром цифровых технологий, основными понятиями и терминами, ключевыми трендами его развития. Важно, что мы не ставили перед собой задачу сделать их квалифицированными IT-специалистами. Важно было погрузить их в общий корпоративный контекст, чтобы такие понятия как «платформенные решения» или agile перестали вызывать у людей недоумение.
В 2022 году мы подошли к подготовке нашей «Школы цифровой трансформации» еще более обстоятельно. Начали с того, что определили для себя, какими мы вообще хотим видеть сотрудников компании через призму прокачанности их digital skills.
Первый уровень – «энтузиасты». Люди, которые обладают самым общим пониманием того, что есть цифровизация, с помощью каких инструментов она реализуется. Таких в компании должно быть, по нашим расчетам, около 70%.
Второй уровень – «практики». Это сотрудники, которые не просто хорошо ориентируются в digital-повестке, но и обладают прикладными навыками в использовании, например, no code или low code решений, а также участвуют в кросс-функциональных цифровых проектах ПГК. Практиков по определению не может быть больше 10%.
Третий уровень – «чемпионы». Такие сотрудники хоть и не являются IT-специалистами, но уже обладают знаниями и навыками примерно на уровне младшего разработчика. Разумеется, это «штучный товар», не превышающий 5% от штатной численности.
Образовательная программа в этом случае должна быть похожа на воронку. Сначала - ориентированный на всех курс с перечнем тем и навыков, которые хотим прокачать исходя из потребностей компании: SDEF, аналитика данных, инструменты аналитики (SQL, Python и другие), искусственный интеллект, Agile. Заинтересовала какая-то более узкая тема (например, машинное обучение), и ты понимаешь, как ее можно использовать в своем сегменте бизнеса? Проводим более глубокое погружение в нее. Третий шаг – для «чемпионов» – полноценное обучение по выбранной тематике с подготовкой итоговой работы.
***
Наш опыт наглядно показывает, как важны digital skills даже для персонала, который напрямую не участвует в цифровой трансформации бизнеса. Уверены, что в эпоху тотальной цифровизации этой проблемой озабочены не только мы. Значит самое время задуматься о подтягивании своих digital skills. Благо возможностей для этого сегодня предостаточно: нужно лишь зайти на сайт любого онлайн-лекториума и начать учиться.
#digitalskills #цифровизация #цифровыенавыки #развитие #обучение #hr #карьерныйрост #hardskills #softskills #карьера